Волшебный Египет.
Божественная Черная Земля
Автор: Берснев Павел
Фото: Берсев Павел
Странствовали мы с женой по Египту в компании одного египетского
шейха (шейх – это совсем не то же самое, что олигарх, в действительности
шейх – учитель, наставник в изучении Ислама) и эмигрировавшего из Москвы
египтолога.
Женщина-египтолог, кандидат исторических наук, когда-то работала в Москве, но
полуголодная жизнь научного работника заставила ее искать средства к
существованию в стране, древнюю истерию которой изучала всю сознательную жизнь.
В Египте египтолог перепрофилировался в гида. Совсем недавно египетское
правительство решило всех русских гидов лишить работы. Зачем они нужны, когда
своих русскоговорящих египтян полно?
У египетского шейха была похожая грустная история. Закончив университет в Каире,
а потом защитив диссертацию, шейх решил попытать счастье в Германии как
преподаватель арабского и специалист по Корану. Но как говорят в Египте, «инча
Алла» (на все воля Божья). Свободных вакансий не оказалось (и без него в
Германии тьма арабистов и коранистов). Да и народ ему там не понравился. Не
сошлись характерами. Как посетовал
шейх, люди в Германии похожи на машины, на бездушных роботов, живущих по
строгому расписанию с жизнью известной наперед вплоть до могилы.
В итоге он вернулся домой и устроился на работу в качестве обычного продавца в
сувенирном магазине. Надо сказать, что тут в магазинах продавцы практически
свободно говорят на нескольких языках. И все же знания немецкого, английского и
французского пригодились. Вначале - резкий скачек по карьерной лестнице - работа
гида. (существует такая градация гидов - низшие гиды - гиды на трансфере, они
встречают туристов и рассказывают, что где и когда в отеле, более высокий статус
- гид в автобусе и индивидуальных турах). А когда местных русских гидов
поувольняли, открылся новый, самый престижный способ существования в качестве
гида - немой гид. Немой гид - это местный египтянин, который договаривается с
русским гидом о том, что русский гид ведет экскурсии, а немой гид лишь
сопровождает группу. В музеях гидом представляется он. Так обходится
существующий закон. И хорошо всем.
Счастливый итог этой истории - египетский шейх и женщина египтолог встретились и
договорились. А потом у них завязался «служебный роман». У них родился
замечательный малыш и теперь они живут душа в душу.
С шейхом мы обсуждали богословские вопросы. Он рассказывал мне об особенностях
суннизма, чем он отличается от шиизма. Удивило то, что он совершенно не
принимает суфизм, хотя лично я считаю суфизм вершиной духовной и мистической
жизни Ислама. Шейх сказал, что суфизм мало чем отличается от христианства
(вероятно, это должно было как-то принизить суфизм, а для меня это оказалось еще
одним подтверждением духовного единства различных религий и правильности пути
суфиев).
На всем протяжении моего путешествия Коран стал моей настольной книгой (и еще "Мифы
Древнего Египта" Рака Ивана Вадимовича).
Хургада
Высадились мы в курортном городке Хургада. Хургада, кроме пляжей на Красном
море, примечательна разве что старым «засекреченным» военным аэродромом, мимо
которого несутся туристические автобусы и такси. Само название города, как
говорят местные жители (а им, конечно, можно доверять ), происходит от смеси
древнеегипетского и английского. Когда-то в стародавние времена египтяне
полагали, что здесь находятся ворота, через которые солнечный Гор восходит на
небо. Когда об этом рассказали англичанам, которые вели в этих местах разработку
нефтяных месторождений, они назвали это место Гор-гейт. Еще совсем недавно
Хургада была маленькой рыбацкой деревенькой. А теперь благодаря тучной священной
корове международного туризма, деревенька превратилась в настоящий город.
Из Хургады на «локал басе» мы отправились в Кену, а оттуда - вдоль одного
нильского канала - в Луксор.
По дороге нам встречались живописные пейзажи - рыбацкие лодочки, а по берегам -
финиковые пальмы и разноцветные прямоугольники возделываемой земли. Вдоль дороги
среди потока машин - ветхие телеги, запряженные осликами.
Если убрать столбы с проводами и машины, несущиеся по асфальтированной дороге,
то перед нами мир, в котором ничего не менялось на протяжении столетий - домишки
из кирпича-сырца, феллахи (крестьяне) в длинных по лодыжки цельнокроеных рубахах
(галабиях) и белых чалмах, женщины в хеджабах и чадрах. Крестьяне на полях до
сих пор орудуют каменными мотыгами. Кажется, что атрибуты XXI века в этих местах
- лишь нелепый призрак, нарушающий вечную гармонию обитателей долины Нила.
На дороге нередко встречаются блокпосты, на которых дежурят полицейские и
народные дружинники их местных крестьян. Места здесь неспокойные. Область
Среднего Египта - «горячие точки», в которых фанатики-террористы охотятся за
туристами. Один из самых громких терактов расстрел в храме Хатшепсут в Луксоре
около 50 туристов в 1997 году.
Луксор (Фивы)
Вот в этот самый Луксор мы и держали наш путь. Побродить по заупокойным храмам
Луксора - моя давняя мечта. И вот в День своего рождения я решил эту мечту
воплотить. Когда же еще :-).
Луксор - название арабское. Город живет на месте древних Фив. Причем живет в
буквальном смысле. Главная статья дохода - туризм.
Самое лучшее время для посещения главного храма в Луксоре - вечерние сумерки.
Освещение храма придает особую таинственность и мистичность этому месту.
Храм, построенный в честь Амона (главного божества Фив), Мут и Хонсу при
фараонах Аменхотепе III и Рамсесе II. Храм достраивался вплоть до правления
Александра Македонского.
Пилоны храма, стела-обелиск из розового гранита, величественные статуи фараонов
и богов, колонны и, конечно, аллея сфинксов - создают невероятную волшебную
атмосферу. Кажется, что здесь оживают персонажи древних египетских мифов.
На следующий день мы пересекли Нил и оказались на земле, по праву принадлежащую
мертвым. Дело в том, что Нил делил мир на две части. Восточная сторона
принадлежала живым, а западная - мертвым. Здесь происходила мумификация мертвых
и проводы в загробный мир Дуат. Тут всевластным правителем был шакалоголовый бог
Анубис и владыка загробного мира Осирис.
Сначала мы приехали в Дейр эль-Медину, «Деревню рабочих». Здесь мастера и
рабочие были заняты постройкой царских усыпальниц. В храме Сети I нас встретили
летучие мыши, добавив заупокойных мотивов (у майя и ацтеков летучая мышь
считалась посредницей между миром живых и мертвых).
Увидев мышей, да еще и летучих, наш гид с криком выскочила из зала, отмахиваясь
от обитателей "пограничного мира".
Абидос
В Абидос туристы добираются не часто. Добираться туда долго и дорога
небезопасна. Однако оказаться в центре поклонения богу мертвых в Неделю моего
рождения - был слишком великим соблазном, чтобы обращать внимание на
предупреждения об опасности терактов.
Каждый египтянин древности хотя бы раз в жизни стремился совершить паломничество
в Абидос. Это была своего рода Мекка или Иерусалим Древнего Египта.
Когда коварный Сет расчленил Осириса и разбросал части его тела по всему Египту,
именно здесь оказалась голова бога. Конечно же, это являлось указанием на
главенство этого сакрального (священного) места для всех Египтян и их фараонов.
Восхищение и благоговейный трепет испытывает сердце каждого посетителя этого
величественного храма.
В храме возникает ощущение, что ходишь по отсекам покинутого космического
корабля. Интуитивно понимаешь, что все эти "приспособления" - далеко не просто
так там оказались, и это - не плод разыгравшегося воображения. А вот
имеющиеся догадки ученых пока мало что объясняют. "Озарения" "челлингистов" и
уфологов также не вносят ясность. Кто знает, может быть и вправду когда-то на
земле жили "сыны Божии", или ангелы.
Согласно иудейским мифам и апокрифам, ангелы (стражи, стерегущие, бодрствующие),
приглядывающие за людьми, сильно скучали без женщин. В конце концов, ангелы не
выдержали и соблазнились красотой "дочерей человеческих". Плодом таких союзов от
бессмертных ангелов и смертных женщин были герои, обладавшие невероятной силой,
умом и долголетием. Кроме того, новые существа были гордыми великанами -
непокорными и своевольными. За их грехи Бог решил истребить с земли все это
развращенное поколение.
Ангелы были посланы на землю, чтобы учить человечество правде и справедливости.
Согласно одним мифам ангелы учили Еноха тайнам Земли и Неба триста лет. согласно
другим источникам Енох был прадедом Ноя и почитался как основатель письменности
(отчего отождествлялся с древнеегипетским богом Тотом).
Подробнее см.
здесь >>>
Согласно другим иудейским мифам, возжелав смертных женщин, ангелы забыли о своем
предназначении и предались порочным связям не только с женщинами, но также с
мужчинами и даже с животными.
Вариантов мифов немало. Но главный мотив в них - ревность ангелов к
человеку, сексуальные соблазны и падение ангелов, в результате которого
возникает поколение великанов, которое было уничтожено Богом во время Всемирного
Потопа. По одной версии архангел Гавриил истребил падших, втянув их в мировою
войну.
Можно также вспомнить мифы об Атлантиде.
Так или иначе, общий мотив этих и многих других мифов - присутствие на земле
неких существ, превосходящих человека по силе и уму, которые вступили с
человеком в интимные отношения и в итоге были изгнаны, а плод сексуального
контакта с людьми - уничтожен в результате природного или техногенного бедствия.
Кто были эти "боги", "ангелы" и "падшие демоны" - инопланетяне или представители
исчезнувшей расы - сказать пока сложно. Но то, что ощущение таинственности
присутствует в храме Абидоса - факт.
Более всего поражают настенные барельефы с изображением богов, фараонов и жрецов
с загадочными предметами в их руках. Некоторые предметы можно идентифицировать
легко: туши жертвенных животных и птиц, ожерелья и другие украшения. Но вот ряд
предметов наводит на размышления. Чем наполнялись курительницы и трубки странной
формы? Судя по изображениям по соседству голубой лилии, обладающей сильным
галлюциногенным эффектом, складывается впечатление, что фараонам были не чужды
эксперименты по расширению сознания. А сколько еще трав и растений повсюду на
изображениях подношений богам. Интересно, существует ли полное описание всех
имеющихся на древнеегипетских барельефах и фресках изображений растений и трав?
Другие загадочные предметы – джеды и анкхи (анх).
Считается, что анкх символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость,
являлся защитным знаком.
По поводу джедов среди современных египтологов существуют такие версии:
- джед – символ бога Осириса, символ его позвоночника (нередко в саркофагах джед
изображался там, где он соприкасался с позвоночником мумии);
- джед – символ постоянства;
- джед - доисторический фетиш;
- джед - дерево, с которого опали листья;
- джед - столб с насечками;
- джед - знак плодородия (колосья);
- джед - пальмовая ветвь.
Петер Краса и Рейнхард Хебек написали книгу, озаглавленную «Свет фараонов», в
которой джед-столб рассматривается как изолятор. Интересно, что в Египте были
обнаружены небольшие модели, из которых еще торчали медные провода.
Но пожалуй самыми поразительными сооружениями в Абидосе являются мегалитические
сооружения за храмом Сети I. Огромные каменные блоки Осириона, где по преданию
находилась гробница Осириса сразу заставляют вспомнить такие же блоки,
находящиеся в другом конце света - в Перу. Считается, что инкам авторство
перуанских мегалитических сооружений принадлежит инкам. Но так ли это? Еще в
прошлом веке такая версия ставилась под вопрос Эрихом фон Деникеном и ставится
по сию пору последователями и сторонниками его идей (в нашей стране - Андрей
Скляров и его «Лаборатория альтернативной истории»).
А что если и вправду центром религиозной жизни Абидос стал не случайно? А именно
потому, что еще задолго до египетской цивилизации здесь правили какие-то
таинственные «боги” или инопланетяне? Возможно, что возраст пирамид в Гизе также
сильно приуменьшен.
А вот для сравнения - египетская кладка и перуанская (обратите внимание на
"пупырышки" в нижней части камней):
и
Дендера
В довершение всего, древние египтяне оставили еще одну загадку. В Дендере
находится храм, посвященный богине Хатхор . Здесь в хаме имеется потайной лаз в
подземелье. Теперь привратником у входа в этот «нижний мир» служит бедуин. Если
дать ему маленькую монетку, словно Хроносу, что перевозит мертвецов через Стикс,
то вход в этот мир открывается. Если вы не застрянете по пути (а спуск пролегает
через каменную «кроличью нору»), то взору вашему предстанут удивительные
настенные барельефы. Мне почему-то на ум пришла аналогия с баклажанами.
Энергетические баклажаны (энергетическое поле?) со змеями внутри (энергия?
неведомая сила?). За «баклажанами» стоят раздвоенные фигуры (приглядевшись
видно, что контур фигур удвоен, тогда как остальные фигуры имеют лишь один
контур). И что удивительно, подпирают баклажаны загадочные джеды. На одном
изображении руки джеда лишь касаются оболочки «баклажана». На противоположной
стене, там где бабуин стоит держа в руках два «ножа», руки джеда уже проникли
сквозь оболочку баклажана и касаются самой змеи (может быть джеды - это
аккумуляторы, которые заряжаются от «змеиной энергии»?).
Галерея фотографий Египет 2010
Абидос 2010
Обитатели Египта