Как я уже писал ранее (Бумажный
лес на Думской улице...), многие годы тому назад
моя мама работала в библиотеке "кулинарного техникума".
Моя
драгоценная мама в годы работы в библиотеке. Фото на пропуск.
Это были волшебные годы моего детства - детства среди книг...
Зарплата у библиотекаря была мизерная. Но на фоне мизерности
зарплат большинства граждан СССР, эта мизерность заработков
моей мамы в глаза не бросалась. Советское правительство
придумал гениальный прием - все богатства принадлежали
верхушке правительства, а остальные граждане были одинаково
бедными. Так было установлено равенство и братство. Когда,
например, вы смотрели на своего соседа, то зависть не
начинала бурлить в вашем перевозбужденном уме. Сосед был
беден также как и вы. Поэтому в СССР люди были такими
доброжелательными и гостеприимными. А о золотых закромах
правительства народ ничего не знал, и даже об этом не думал.
Потому что думать на эту тему запрещалось строго настрого.
Даже во сне :-)
фото
из советского детства: моя мама и я
Итак, на фоне бедности у библиотекаря
всегда было одно несравненное преимущество - доступ к КНИГАМ
(о любви к книгам мой пост
записки путешественников и старые книги).
Сейчас мало кого удивишь книгой. Зайди на
какой-нибудь милый пиратский сайт, и почти вся мировая
литература у тебя на винчестере. В советское время было
по-другому. Тогда повсюду царствовал дефицит. Однако его
величество дефицит имел и обратную сторону - люди ценили те
крохи, которые доставались им со стола советских господ (то
есть "слуг народа"). Но КНИГИ - книги не были крохами.
Каждая книга (а не советская коммунистическая макулатура)
была сокровищем, невероятной драгоценностью.
Мало того, что у моей мамы был доступ к книгам, у нее была
возможность эти книги спасать. Приходило например
распоряжение - освободить несколько полок от старых и
ненужных (читай - вредных) книг , для того чтобы их место
заняли отутюженная, набриолиненная и гордая коммунистическая
дребедень. И полки освобождали - то есть книги должны были
быть выброшенными на помойку. Причем, как рассказывала мама
- следовало отрывать "корочки от мякиша" - картонные обложки
шли в дело - на макулатуру. Однако на помойку книги не
выбрасывали (на свой страх и риск - дело-то подсудное было -
ведь если сказали "жечь книгу", значит надо было ее "жечь").
Так что тайком, как сирот, библиотекари разбирали книги по
домам.
Среди таких "сирот" у нас сохранились очень интересные книги - от
книг г-жи Блаватской (и это-то в разгул атеистического
мракобесия!), до вот этой - "Поваренной книги для
голодающих". Тогда я не много знал об авторе этой пылкой
и самозабвенной книги. Знал только, что автора зовут Н.Б.
Северова, и что вроде как она была супругой художника Репина.
Однако на днях обнаружил преинтересную статью (слава
Интернету, и долгих лет его жизни :-)) Какие ж
восхитительные люди когда-то ходили по нашей Земле! Какие
Прекрасные Дамы. Не удивительно, что в те далекие годы было
столько поэтов. Ибо какой поэт без Прекрасной Дам? Да и
дамы в свою очередь были так прекрасны, потому что по Земле
странствовали Рыцари-Дох Кихоты.
«Часто меня спрашивают устно и
письменно, как это мы питаемся сеном и травами? Жуем ли мы
их дома, в стойле, или на лугу и сколько именно? Многие
принимают это питание за шутку, потешаются над ним, а
некоторым кажется даже обидным, как это можно людям
предлагать корм, которым до сих пор питались только животные!»
Такими словами в 1912 г. в народном театре «Прометей» в
Куоккале (дачном поселке, расположенном на Финском заливе в
40 км на северо-запад от Петербурга; ныне Репино) начала
свою лекцию по вопросам питания и лечению природными
средствами Наталья Борисовна Нордман.
Н. Б. Нордман, по единогласному
мнению разных критиков, была одной из самых очаровательных
женщин начала ХХ столетия. Став женой И. Е. Репина в 1900
г., она вплоть до самой своей смерти в 1914 г. была
излюбленным объектом внимания, прежде всего, желтой прессы —
из-за вегетарианства и других своих эксцентричных идей.
Позднее, при советской власти, ее имя замалчивалось. К. И.
Чуковский, близко знавший Н. Б. Нордман с 1907 г. и
написавший некролог в ее память, посвятил ей несколько
страниц в своих очерках о современниках Из воспоминаний,
изданных лишь в 1959 г., после начала «оттепели». В 1948 г.
искусствовед И. С. Зильберштейн высказал мнение, что тот
период в жизни И. Е. Репина, который был определен Н. Б.
Нордман, еще ждет своего исследователя.
Н. Б. Нордман (писательский псевдоним — Северова) родилась в
1863 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки) в семье русского
адмирала шведского происхождения и русской дворянки;
финляндским своим происхождением Наталья Борисовна всегда
гордилась и любила называть себя «свободной финляндкой».
Несмотря на то что крестили ее по лютеранскому обряду, ее
крестным отцом стал сам Александр II; одну из своих поздних
любимых идей, а именно «раскрепощение прислуги» через
упрощение работы на кухне и систему «самопомощи» за столом (предвосхищая
сегодняшнее «самообслуживание») она оправдывала, не в
последнюю очередь, воспоминанием о «Царе-Освободителе»,
который декретом от 19 февраля 1861 г. отменил крепостное
право. Н. Б. Нордман получила прекрасное домашнее
образование, в источниках упоминаются четыре или шесть
языков, которыми она владела; она занималась музыкой, лепкой,
рисованием и — фотографией. Еще девочкой Наташа, по всей
видимости, сильно страдала от той дистанции, которая
существовала между детьми и родителями в высшем дворянстве,
ведь уход за детьми и их воспитание были предоставлены няням,
камеристкам и фрейлинам. Ее краткий автобиографический очерк
Maman (1909), один из лучших детских рассказов в
русской литературе, невероятно живо передает то воздействие,
которое может оказать на детскую душу лишение ребёнка
материнской любви, обусловленное социальными
обстоятельствами. Этот текст представляется ключом к той
радикальности социального протеста и отказа от многих норм
поведения, которая определила ее жизненный путь.
Полностью с текстом статьи можно ознакомиться по адресу:
http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/brang-unknown-russia-5.htm#_ednref1
А вот фрагмент из "Поваренной книги для бедных и голодающих"
Текст на фото:
Поваренная книга для
ГОЛОДАЮЩИХ
Посвящается ПРЕСЫЩЕННЫМ
Заметки с натуры
Вегетарианство нужно очень богатым и
очень бедным людям. Бедным оно необходимо по своей дешевизне
и питательности, богатым – чтобы промыть все яды трупов,
накопившиеся в перекормленном организме.
Н. Б. Северова
Какие чувства вызывает слово «Вегетарианство»
Прежде всего тоску.
Чуется что-то
холодное, невкусное, бездарное, ужас берет перед какими-то
тюрями и кашами. Если кто-нибудь пожелает убедить вас в
вегетарианстве и поведет вас в вегетарианскую столовую –
тогда кончено… Темное, грязное помещение. Где-то наверху или
заднем дворе, особенный запах скуки, неумело приготовленные
кушанья, сравнительно очень дорогие, непременно слюнявый
бледный лакей, выдохшийся квас или стерилизованное топленое
молоко – все это как бы создано, чтобы отрезвить вас от
самого горячего увлечения.
Беда в том, что
идея вегетарианства как и многие гениальные идеи, брошенные
в мир светлыми умами, прежде всего попадают в руки старых
дев, сектантов, которые тотчас опытными руками делают из них
заезженную добродетель, лишенную жизненности и блеска.
Почему бы, кажется,
вегетарианству не войти в нашу жизнь торжествуя, с музыкой,
цветами и вином. Почему бы лучшим поварам не поразить мир
разнообразием своего творчества на новом пути, почему бы
электричеству лучших ресторанов не залить светом
прекраснейшие плоды земли и почему бы не зачаровать людей
возможностями радостной, здоровой, беззаботной жизни.
И не только
богатым открываются эти радости. Они развертываются главным
образом пред теми, у которых ничего нет и именно ИМ посвящаю
я свою книгу.
Берснев Павел
Статью можно обсудить
в ЖЖ:
http://atiyoga.livejournal.com/56380.html
Копирование материалов
сайта
www.curanderos.ru,
а также их размещение на других
сайтах разрешается только при условии установки активной
гиперссылки на сайт
www.curanderos.ru .
Материалы, размещенные на данной странице, являются объектом
авторского права.