Священный Космос Шаманов
Архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения-учителя
В день летнего Солнцестояния 2012 года вышла новая книга религиоведа, философа и путешественника Павла Валерьевича Берснева "Священный Космос Шаманов. Архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения-учителя".
Книга санкт-петербургского философа-религиоведа, этнографа и известного писателя Берснева П.В. является развитием и своеобразным итогом многолетних полевых исследований автора на основе всестороннего научного анализа архаического наследия и новаций в духовной культуре коренных обитателей Америки и Азии. С глубокого и всеохватывающего рассмотрения традиционной духовной культуры автор естественным образом переходит к дню сегодняшнему.
Несомненно, данный труд со временем займет почетное место среди научных исследований самого широкого спектра: и как собрание уникального полевого материала, лично собранного автором во время длительных экспедиций в бассейне реки Амазонки, в Гималаях, Сибири и Средней Азии; и как новаторское обобщение и переосмысление духовного опыта человечества.
Павел Валерьевич Берснев, автор многих известных книг («Курандерос», «Мозг – ловушка для души?», «Лабиринты ума» и др.), является одним из самых сведущих специалистов по современному шаманизму. В отличие от множества ученых, продолжающих кабинетные игры с «источниками», он исходил «шаманские тропы» в Перу, Эквадоре и Колумбии, Индии, Непале и Сибири. Те из читателей, кто впервые всерьез сталкивается с феноменом шаманизма, получат все необходимые вводные данные о нем: исторические свидетельства, основные религиоведческие понятия (фетишизм, анимизм и т.д.), объяснение деятельности в человеческом сознании «импринтов» и формирования когнитивных особенностей нашей личности. Кроме того, и это особенно ценно, автор щедро делится с читателем своим личным опытом общения с шаманами, дневниковыми записями, наблюдениями и фотографиями.
Доктор философских наук , профессор Светлов Р.В.
Книга будет интересна как специалистам (антропологам, этнографам, религиоведам, философам...), так и самому широкому кругу читателей.
...Как и в ряде предыдущих публикаций, в новой книге немалое внимание уделено загадочному миру перуанского шаманизма - это не случайно, ведь латиноамериканских курандерос автор изучает уже не первый год и много времени провел в амазонских джунглях, участвуя в ритуалах Аяуаски и других сакральных церемониях, исследуя «в полном погружении» магию и мифологическое мировосприятие индейцев.
Но латиноамериканский шаманизм - только часть грандиозного полотна, которое разворачивается перед читателем. Шаманские тропы, тайные и явные пути распространения особого отношения к миру, обращение к Растениям-Учителям, целительство, служение людям и познание многомерной реальности, порождаемой Божественной Природой бытия - явление планетарного масштаба в пространстве, и необозримое в древности своего происхождения. Сибирь, Тибет, Индия, Средняя Азия, Северная Америка, Мексика, Наска, амазонские джунгли... - шаманский хайвэй словно бы опоясывает планету и на своем последнем вираже устремляется прямо в космические просторы.
Ведь «Священный космос шаманов» - это не просто книга о шаманизме разных стран и народов от самых истоков до наших дней, написанная современным ученым и исследователем, не просто энциклопедия, дополненная живыми наблюдениями и переживаниями автора из «записных книжек» его собственных странствий - все это здесь есть, но есть и нечто намного более ценное: благая Весть новой эпохи - Эры Просвещенного Шаманизма, принесенная нам в неподдельном визионерском откровении. «Великое шаманское путешествие только начинается!» - этими словами заканчивает свою книгу Павел Берснев и словно бы распахивает перед нами дверь в новый мир, соединяющий в себе «древнюю духовную мудрость, вечную философию (philosophia perennis) и самые передовые достижения науки и техники». Не упустите свой шанс - войдите в мир удивительных открытий и неожиданных перспектив!
Рецензию на книгу Павла Берснева «Священный космос шаманов»
В чем был не прав Кастанеда...
– Прежде чем срывать растения, ты должен говорить с ними, – сказал дон Хуан.
Карлос Кастанеда «Отдельная реальность»
Павел Берснев – современный антрополог, который долгое время провел в странствиях по Южной Америке и Азии, встречаясь с еще сохранившимися носителями шаманских культур. Шаманизм – для многих привлекательная тема, но что она значит для современного человека, почему мы возвращаемся к нашим архаичным истокам и пытаемся найти в шаманизме ключ к нашему сознанию?
В предисловии к книге Берснева профессор Р. В. Светлов называет «трассой разочарований» дорогу, проторенную современными популяризаторами шаманской культуры, вышедшими в основном из поколения хиппизма, которое в 70-е с энтузиазмом бросилось в Латинскую Америку расширять сознание при помощи психотропных средств. Многие на этом и остановились, не поняв до конца (если он есть, этот конец, затерявшийся в космосе сознания) всю глубину шаманизма, который для его подлинных носителей является сакральной нитью, связующей миры.
Павел Берснев в своей книге охватывает разные аспекты шаманизма, начиная с чисто этнографических и до лежащей за внешней культурой космографии. Первые две главы представляют собой общий обзор шаманизма и того, как он представлен в различных культурах. И хотя лично для меня эта часть книги была менее интересной, так как я многое уже знаю по другим источникам, в частности по Мирче Элиаде, Фрезеру, Торчинову, она содержит ценный материал об историческом развитии шаманизма, его психологических корнях, отражении в культуре и современном переосмыслении шаманизма.
Мы следуем за мыслью автора от архаических времен и древних греков, к Библии и корану. Он находит интегрированные шаманские паттерны в рассказах об Аристее, летавшем в Гиперборею (не во плоти, тело его при этом лежало в бессознательном состоянии), и мифах об Абарисе, носившемся по небу на подаренной Апполоном стреле; в вознесении Еноха (путешествие в верхний мир), пребывании Ионы во чреве кита (снисхождение в нижний мир) и путешествии апостола Павла на небо; в восхождении пророка Муххамеда на Седьмое небо; в буддийской притче, повествующей о том, как Будда поднялся в небо и разделился там на части (мотив ритуального расчленения). Найдя, таким образом, элементы шаманизма во всех «продвинутых» религиях, Берснев отправляется дальше: к Юнгу, мистическому соучастию Леви-Брюля; связи сакральногои профанного, по разному представленной в разных шаманистских культурах; к потере современными людьми этой путеводной нити, соединяющей нас с миром стихий и природы; и плавно переходит к явлению неошаманизма.
Тут уже появляются другие персонажи, например, Джими Мориссон, как представитель поколения «бунтарей», такие психоделические экспериментаторы, как Уильям Берроуз, Аллан Гинзберг и Тимоти Лири, а также создавший целую магическую вселенную Кастанеда. И да, в заголовке я бросила замануху с именем Кастанеды, поэтому сейчас пришло время разобраться, в чем же именно он был не прав.
По мнению Павла Берснева, привлекательный образ мага-одиночки, созданный Карлосом Кастанедой, полностью противоречит самой идее шаманизма, в котором создатель учения дона Хуана черпает свой богатый материал. Шаман – это необходимый элемент социума, служащий укреплению миропорядка, он ни в коем случае не эскапист и не может существовать без общества, которому помогает. Именно для исполнения своей социальной роли он призван к этому служению, которому часто сопротивляется (это как бы обязательный элемент, предшествующий шаманской инициации), и ни в коей мере не является колдуном, идущим собственным путем и преследующим цели личного совершенствования. Образ воина-одиночки соответствует идеям того поколения, к которому принадлежал Кастанеда, но не внутренней сути шаманизма.
Тут же поднимается вопрос, существовал ли дон Хуан на самом деле или он – выдумка Карлоса Кастанеды, но ответа на этот вопрос нет. По свидетельству очевидцев, сам Кастанеда уверял, что это – реальный человек, и нет оснований считать, что он просто лгал, но в то же время исследователи культуры индейцев, считают, что этот персонаж плохо связывается с действительностью. По всей видимости, Кастанеда подарил дону Хуану множество своих собственных идей и создал уникальную магическую систему, существующую в «отдельной реальности».
И еще одна тема, которой Кастанеда постоянно касается, но то же время дает о ней крайне мало информации – это тема растений-учителей. Хотя, собственно, вся эта многотомная каша заваривается из-за того, что один студент собирает сведения о лекарственных растениях и именно поэтому хочет стать учеником старого индейца, и в первой книге Кастанеды достаточно много говорится о растениях: их собирают, делают из них снадобья, их употребляют – но, прочитав книгу до конца, понимаешь, что о растениях ты узнал... ничего или очень мало. Из названий кроме пейота вряд ли что-то и упоминается. Глобальная такая абстракция и много глюков. Все.
Так вот, Павел Берснев этот пробел восполняет. Подробно изложив все основные положения и ключевые составляющие шаманизма, а также проанализировав его психологичесую и нейрологическую основу, во второй половине книги он переходит к своему уникальному опыту общения с шаманами Южной Америки. И он-то рассказывает о многих растениях, упоминая их ботанические названия, способы употребления и сакральное значение.
Кроме того, в этой части книги содержится много интересной географической, исторической и культурной информации о регионах Южной Америки, в которых побывал автор, о жизни племен, с которыми он провел достаточно много времени. Эти люди – не абстрактные народности из ученой книжки, они – живые, они жуют коку, пишут картины и обильно поливают себя одеколоном «Агуа Флорида» в ритуальных целях – такой вот кросс-культурный обмен с пришлой цивилизацией. Вы запросто можете посетить лавку брухо, где продается все, что нужно для колдовства; узнать о разборках между шаманами, в которых череп проигравшего может стать экспонатом в магической коллекции победителя; поучаствовать в магической церемонии; отведать морскую свинку.
Последняя часть посвящена шаманам Сибири, Гималаев и Тибета. Тут уже можно попробовать мухоморов и простимулировать ими свою перинатальную матрицу (по Станиславу Грофу), а также поискать божественную сому, провести параллели между искусством индейцев и орнаментами, украшающими мечети Средней Азии, спеть гимн Шиве (тот еще шаман был), встретить Йети и понять, что все в этом мире едино и черпает вдохновение в одном космическом источнике. Когда автор удивился, обнаружив изображение слона в амазонской сельве, он получил пояснение:
«А что тут удивительного? Шаманы могут летать в любую точку земли. Вот и увидели где-то слона. Делов-то».
Да, в определенных состояниях и с помощью растений-учителей возможно все, но при этом нужно понимать, что в шаманских культурах, психоделические растения никогда не употреблялись просто так, без связи с ритуалом, их прием был строго регламентирован и возможен только в определенное время и в рамках церемоний. Именно это часто не понимают искатели, отправляющиеся за психоделическим опытом. У нас внутри множество демонов и скрытых сил, и неосторожно выпустить их с помощью неправильного употребления разных веществ, влияющих на психику, может стать губительным.
И еще в архаических культурах очень важно жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать баланса между силами. Именно поэтому дон Хуан говорит, что с растениями надо говорить. Опыты над растениями показали, что они чувствуют нашу энергию и «знают» наши намерения, возможно, раньше, чем мы сами их понимаем (как моя собака реагировала на то, что я собираюсь сделать еще до того, как я это осознавала). Как многократно упоминает Павел Берснев, энергия не бывает злой или доброй, все зависит от того, как ее используют.
И еще: этот мир смотрит на нас, даже когда мы его не видим. И все, что мы выпускаем с пространство к нам же и возвращается. Прежде чем, что-то сделать, стоит подумать, какая мотивация нами движет.
— Если серьезно, моя причина — просто сильное желание этому учиться, просто я хочу знать чтобы знать. Но у меня нет плохих намерений, честное слово.
— Верю. Я курил тебя.
— А?..
— Неважно. Мне известны твои намерения.
А ведь кто-то в этот момент курит и тебя.
Автор рецензии: olastr
Эксперт Лайвлиба
Содержание Светлов Р.В. Шаманская тропа и трасса разочарований
От автора
Пролог на Земле
Введение
Глава 1. Мир Архаики
Архаика шаманизма и «психоделическая революция»
Архаические константы
Мифы и ритуалы
Космос и Хаос
Глава 2. Шаманизм — мост между мирами
Кто такой шаман?
Маги, шаманы и колдуны
Шаманские миры
Духи — покровители и помощники шаманов
Шаманская инициация и головной мозг
Транс и шаманизм
Магия и воображение
Священный Звук в исцеляющих практиках шаманизма, ритмы
транса
Шаманская Игра
Растения-учителя — наркотики или союзники целителей?
Глава 3. Латиноамериканский шаманизм
Региональные особенности перуанского шаманизма
Мировоззрение индейцев Кечуа
Листья священной Коки
Кактус Сан-Педро
Из записной книжки: перуанские колдуны
Церемония Флорисименто
Общая характеристика Амазонского Региона Перу
Шаманы департамента Укаяли
Растения-учителя Амазонских шаманов
(Аяуаска, Чакруна и др.)
Другие священные растения
Шипибо-Конибо
Мифология Шипибо-Конибо
Магические узоры Шипибо-Конибо
Деревья, лианы, травы — растения-учителя Шипибо-Конибо
Сила шамана, Марири
Специализация и классификация шаманов-курандерос
Эффективность шаманской терапии
Из записной книжки: беседа с психологом Зеленским
Мифологические представления метисов района Укаяли
Из записной книжки: шаман-художник Пабло Амаринго
Традиционные представления Восточных Кичуа (Эквадор)
Психоактивные растения в духовной жизни
коренных народов Центральной и Северной Америки
Священные грибы Марии Сабины
Пейот (Лофофора Уильямса)
Книга Культурных Перемен
Глава 4. По эту сторону Берингова пролива
Из записной книжки: о сибирских корнях и шамане Косте
Мухоморы — особое племя
Об экологическом мировоззрении народов Сибири
Сома — шаманский напиток арийцев
Архаика Гималаев
Психоактивные растения в духовной жизни Гималаев
Ганеша — Первый Шаман
Джанкри — непальские шаманы
Непальские мифы о шаманах-джанкри
Ритуалы джанкри
Божество-первошаман Хануман, Бан Джанкри и снежный человек
Йети
Священные грибы джанкри
Пау — тибетские медиумы богов
Тибетская религия Бон и шаманизм
Шаманизм на территории Средней Азии и Казахстана.
Шаманизм и ислам
Заключение
Эпилог в Космических просторах
Список литературы
Об авторе
Павел
Валерьевич Берснев — антрополог,
религиовед, этнограф, путешественник, действительный
член Русского географического общества, автор ряда
книг по религиоведению, философии и психологии, член
Комиссии по изучению стран Латинской Америки РГО.
Занимается изучением истории, культуры, географии
стран Латинской Америки. Павел Берснев организовал и
провел десятки исследовательских экспедиций в Перу,
Колумбию, Эквадор и Боливию, изучая следы древних
доколумбовых цивилизаций Америки и культуры
первобытных народов Амазонии.
Многие годы П. В. Берснев посвятил изучению
традиционных методов духовного врачевания в
амазонской сельве среди шаманов и курандерос разных
индейских племен Южной Америки, а также
исследованиям методов духовного исцеления в Тибете,
Непале и Индии.
Среди книг Павла Берснева — «Священный Космос
Шаманов», «Лабиринты ума», «Мозг — ловушка для
души?» и др. П. В. Берснев является автором
нескольких работ, созданных совместно с известным
петербургским ученым-востоковедом Евгением
Алексеевичем Торчиновым («Пути философии Востока и
Запада: познание запредельного», «Буддизм-словарь»).
Основные темы работ Павла Берснева — религиоведение,
философская и культурная антропология, психология
религии, исследования методов духовного врачевания и
обретения сакральной мудрости коренными народами
Азии и Америки. Особое внимание в своих
исследованиях Павел Берснев уделяет традиционным
психопрактикам и психотехникам (архаические техники
экстаза, шаманский транс, внетелесные переживания,
измененные состояния сознания, техники восточной
медитации), этноботанике, мифологии и космологии
первобытных и доиндустриальных культур. П. В.
Берснев является учредителем и организатором Клуба
Курандерос (http://curanderos.ru),
клуба, объединяющего путешественников и
исследователей традиционных культур, древних
цивилизаций, методов духовного врачевания,
традиционной медицины, истории, религии, сакрального
искусства, архаических психопрактик,
этнопсихологии, духовной жизни, первобытных
верований, мифов, ритуалов и обычаев народов мира.
П. В. Берснев занимается популяризацией
антропологических исследований и открытий стран
Латинской Америки. Участник ряда научно-популярных
телепередач, посвященных путешествиям и изучению
древнего наследия коренных народов мира. Выступает с
докладами в штаб-квартире Русского географического
общества («Путешествие к амазонским шаманам», «Перу:
по следам древней цивилизации Инков», «Колумбия —
Путешествие в страну сокровищ», «Перу: география,
история, культура») и другие. Читает курс лекций по
психологии религии в РХГА.