Главная страница | Путешествие в Перу | Путешествие в Непал | Путешествие в Индию | Путешествие в Тибет | Контакты |
Полное или частичное копирование материалов сайта www.curanderos.ru , а также их размещение на других сайтах разрешается только при условии установки активной гиперссылки на сайт www.curanderos.ru . Материалы, размещенные на данной странице, являются объектом авторского права. Сыллки на материалы с других сайтов указываются.активная ссылка на «www.curanderos.ru» обязательна. Также обязательна ссылка на материалы из других источников.Программы путешествий в Перу
Ближайшее путешествие в Перу
"Кондор и Анаконда" (путешествие в Перу - 16 дней) >>>
"Душа Джунглей" (путешествие в Перу - 14 дней) >>>
"Великое наследие империи Инков"(путешествие в Перу - 12 дней) >>>
Подробнее о программах нашего Клуба Вы можете узнать, написав нам по адресу: club@curanderos.ru
Евгения Игнатьева Источник http://religo.ru
Народ Монтесумы, великий и ужасный
О роли шоколада в культуре ацтеков
Начать главу об ацтеках стоит с рассказа о фильме Мэла Гибсона «Апокалипто», посвященному майя, и это не ошибка. Почему его назвали в российском прокате «Апокалипсис» – непонятно; название фильма переводится с греческого как «новое начало». «Апокалипсис» же означает «откровение», а народной молвой вообще толкуется как «конец света», что совсем уж далеко от «нового начала».
Причина нашего интереса к фильму Гибсона не в том, что одного из героев-индейцев зовут Лист Какао. При всей шумихе, которую подняли вокруг фильма многочисленные критики и болельщики Гибсона, почему-то не слишком четко прозвучала главная задача Мэла, которая ясно выражена в эпиграфе к фильму словам Вильяма Дуранта, автора многотомного труда «История цивилизации»: «Великую цивилизацию нельзя завоевать извне, покуда она не разрушится изнутри». Мэл Гибсон положил солидную гирю на чашу весов, отмеряющую разные мнения в давно идущем споре между католиками и их оппонентами. Что есть экспедиция Эрнана Кортеса? Было ли завоевание майя испанцами возмездием Божьим за кровопролитие, принятое у индейцев, или наоборот, жадные до золота варвары-конкистадоры уничтожили великую и уникальную цивилизацию?
Гибсон, конечно, на стороне католиков, и его вполне можно было обвинить в предвзятости, если бы в последнее время голоса из противоположного лагеря не заглушали всякие доводы здравого смысла. Никто не оспаривает того, что мотивы Кортеса были, мягко говоря, весьма далеки от миссионерских. Надо отметить и то, что сам Гибсон принадлежит к довольно консервативному крылу католичества. Возможно, поэтому в его фильме оспа и появляется еще до прихода испанцев, ведь об этом только и разговоров, что, мол, испанцы привезли в Америку болезни, против которых у индейцев не было иммунитета. Кстати, они и сами подцепили там болезнь, ставшую проклятьем – сифилис. Но, самое главное, в кино столько крови!
В противоположном лагере тоже, как всегда, не все аргументы продиктованы здравым смыслом. Там не перестают кричать о величии культуры индейцев и о том, каких высот те достигли во многих отраслях.
Спор этот зародился еще на заре гуманизма и вряд ли когда-нибудь утихнет. Конкистадоры и индейцы стали только звеном в огромной цепи событий, вызывающих противоположную реакцию у носителей различных идеологий. Каждое поколение вносит свой вклад в осмысление того, кем же были покоренные испанской короной народы.
Здесь-то такая нейтральная в философском смысле вещь как шоколад поможет нам увидеть то, что не могут разглядеть апологеты различных идей. Ацтеки в этом смысле отлично подходят, ибо испанцы застали их империю в расцвете и оставили нам множество интереснейших свидетельств на вполне доступном нам испанском языке.
Начнем с того, что ацтеки, как и все язычники, не считали шоколад философски и религиозно «нейтральным».
Но имел он вовсе не одну философскую нагрузку, а множество противоречивых смыслов. Как и все мы, гордые ацтеки находились в поисках идеальной модели жизни и пробовали «на вкус» различные идеи от аскетизма до гедонизма, порой выражали различные мнение и о шоколаде, неразрывно связанном с понятием удовольствия. Эти двое, можно сказать, близнецы-братья. И если я не всегда подразумеваю «шоколад», когда говорю «удовольствие», то наоборот эта формула работает неизменно.
При всем огромном сакральном значении, которое какао имело у индейцев, есть у них и понимание его «греховности». Упомянем интересный эпизод, который сохранил для нас Диего Дуран.
Здесь речь идет о Великом Императоре Монтесуме Первом, правильнее было бы назвать его Мотекусома Илуикамин (Стреляющий в Небо). Не о том, которого погубил Кортес, а его предке, известном многими победами над соседними племенами, приведшими к значительному расширению его империи, так что стрелял он не только в небо. Хотя справедливости ради нужно отметить, что вся эта стрельба то ли в небо, то ли с неба может быть связана с легендой о зачатии императора, свершившемся, когда его мать проглотила драгоценный нефрит, добытый ею из дротика, упавшего как бы с неба. Дротик принадлежал отцу будущего «стрелка», некоему Уицилиуитлю. Этот самый Монтесума направил послов к богине Коатликуэ, живущей на острове Ацтлан, откуда вышло когда-то племя ацтеков. Визири императора прибыли к горе Колуакан, на вершине которой жила старая богиня, и в сопровождении провожатого приступили к восхождению. Но тут обнаружилось, что гости не могут идти, потому что тонут в песке, в то время как их «Вергилий» ступал, почти не касаясь земли.– Что с вами не в порядке, о, ацтеки? – спросил провожатый. – Что придало вам такую тяжесть? Чем питаетесь вы на своей земле?
– Мы едим пищу, произрастающую там, и пьем шоколад, – отвечали послы.
– Они-то, дети мои, и отяжеляют ваш путь к месту обитания предков. Эта еда и питье несет в себе смерть. Мы не знаем ваших богатств, жизнь наша проста и неприхотлива.
Добравшись до богини, послы принесли ей в дар свою пищу и шоколад, о которых она, как оказалось, придерживалась того же мнения, что и ведший их человек.
Спустившись с горы, гости заметили, что их провожатый дойдя до подножья помолодел, как прежде постарел, добравшись до вершины. В напутственном слове послам было сказано, что люди здесь могут управлять своим возрастом и живут долго. А вот подданные Монтесумы ослабли и стали быстрее стареть из-за своей срасти к роскоши, в которой шоколад занимает одно из первых мест.
Нечего и говорить, что никто не перестал от этого пить шоколад, и он благополучно дожил до того времени, когда его первые зерна переехали в Старый Свет.
Более того, он занимал почетное место в культуре ацтеков. Богатая образами поэзия индейцев отождествляла плод какао с сердцем и кровью. И придавалось этому не только и не столько то романтическое значение, какое мы склонны видеть за образом сердца в нашей культуре. Сердце и кровь были чем-то великим и мистическим, что должно было вызывать страх. Один из представителей ацтекской интеллигенции утверждал, что бедным и простым по крови людям пить шоколад нельзя именно потому, что он суть сердце и кровь, а к этим понятиям простолюдины не должны даже приближаться, но только испытывать перед ними священный страх. Он также утверждал, что поедание какао вызывает тот же эффект, что и галлюциногенные грибы, и что употребление его простыми людьми может вызвать несчастье. Шоколад нельзя пить без осмысления. Хотя ничего опьяняющего, что можно было бы сопоставить по силе с галлюциногенами, в составе шоколада до сего дня не обнаружено. Конечно, в нем есть вещества, способные вызывать реакции в мозге, но не в необходимых для такого опьянения количествах. Возможно ли, что индейцы знали какой-то способ увеличивать наркотический эффект какао? Или, может быть, виноваты их гены? Возможно ли, что людям этой расы свойственна особая реакция на алкалоиды шоколада или их организм вырабатывает неимоверно больше серотонина, чем наш? Не в этой ли «особой реакции» разгадка того, почему азиаты отвергли шоколад, когда вся Европа сходила по нему с ума?
Кое-какие свидетельства заставляют нас серьезно задуматься над этим фактом. Например, со слов того же Диего Дурана, мы знаем, что ежегодно в Теночтитлане производился обряд изымания сердца в честь бога Кетцалькоатля. Раб, тело которого выглядело совершенным, удостаивался привилегии представлять самого небожителя. В течение 40 дней ему поклонялись как богу. Правда, на ночь его привязывали, дабы он не сбежал, потому что на сороковой день он должен был быть принесен в жертву. Сразу после оглашения этой новости раб исполнял зажигательный танец, демонстрируя всему миру, как он счастлив и горд своей участью. Если раб падал духом, его подкрепляли шоколадом, заваренном на воде с кровью, смытой с ножей последних жертвоприношений. Говорят, тогда жертва впадала в беспамятство и, «забыв» о предстоящей участи, предавалась еще более радостному танцу. Зелье это называлось ицпакалатль (напиток из смытой с ножей воды) и символически он состоял из крови дважды, потому что шоколад как раз символизировал кровь, а также и сердце, с которым танцовщик должен был расстаться. Есть и другие свидетельства людей, утверждающих, что ицпакалатль возбуждал в мужчинах самую яростную отвагу. Судя по всему, подобное происходило и с европейцами: Хуан де Торквемада отмечал, что и его этот напиток привел в состояние «приподнятого духа и дерзновения». Все это может объясняться очень просто: кто знает, не добавляли ли жрецы в шоколад, кроме крови, наркотические вещества, которые у этих народов всегда были в почете? Как известно, шоколад настолько богат вкусом, что туда можно незаметно подмешать многое. Это свойство какао не раз использовали отравители в Старом Свете.
Жутковатые обычаи, не правда ли? В Теночтитлане под ножом жреца ежегодно погибали тысячи людей. Жрецы сдирали кожу с жертв, сердце которых еще дымилось (отдельно, впрочем, от тел), и тут же натягивали ее на себя. Сегодня называются разные цифры, и защитники индейской культуры нам говорят: жертв были тысячи, не надо преувеличивать! Преувеличением они считают сведения конкистадоров, говоривших, что все кого они убили, это капля в море по сравнению с сотнями тысяч, убитыми в ритуалах.
Ясно одно – пролиты были моря крови… и шоколада. Убедившись в том, что боги умилостивлены, ацтеки принимались пировать с размахом, достойным римских императоров. Какао подавалось до утра, с разными вкусами в зависимости от ранга пирующих.
Кортесу приходилось оставлять Теночтитлан, и он совершил ошибку, назначив вместо себя не слишком дипломатичного заместителя Педро де Альварадо. Последний учинил подлинный разбой и взял Монтесуму в заложники. Это было уже слишком. Император, то есть huei tlatoany («великий говорящий»), был персоной священной, его не то что касаться, на него даже смотреть было нельзя. Конечно, Кортес делал и то и другое, но он все же был немного Кетцалькоатлем (индейцы думали, что он – воплощение их бога), да и знал меру. Ацтеки восстали, и заложника пришлось отпустить, иначе Альварадо было обещано сварить его в горячем шоколаде.
Но если мы все же обратим внимание не только на количество жертв и жестокость с обеих сторон, но и на философию, стоящую за всеми этими убийствами и завоеваниями, то увидим парадоксальную вещь – перед нами столкновение двух идеологий. Одна из них говорит о любви, но последователи ее стремятся к наживе любой ценой, ведь конкиста была первой «золотой лихорадкой». При этом, как только находились люди, свободные от «служения моммоне», результат был другой. Мир помнит и доминиканцев, которые применяли вполне христианские методы к индейцам и добились хороших результатов, в честь этого назван город Верапас («verapaz» – истинный мир).
Другая философия, ацтекская, стояла на идее, что мир погибнет, как только прекратятся жертвы. Кстати, майя исповедовали ту же идею. Война и ритуальные убийства не должны прекращаться ни на день, иначе не избежать глобальной катастрофы. Впрочем, правильнее было бы сказать, что они пытались не избежать ее, а оттянуть, ибо в основе всего было глубинное знание о предстоящей беде. От этого во всей поэтике индейцев сквозит тоска и горечь. Кстати, и здесь мы встречаем какао. «Цветочный шоколад» был своего рода покровителем искусств. Ацтекская поэзия была полна образами и очень эмоциональна, но даже самые радостные строки всегда были словно беременны знанием о грядущей гибели.
Мифология индейцев содержит много мест, перекликающихся с библейскими сюжетами. Кроме того, индейцы майя производили над своими детьми обряд, похожий на крещение или даже скорее на миропомазание. Только вместо елея и воды они использовали шоколад. Про подобный обряд у ацтеков ничего не сообщается, но мы знаем, что разные племена многое заимствовали друг у друга. Кетцалькоатль у ацтеков был «белым» богом любви и света (у других племен он тоже появлялся). Историки не раз делали предположения, что Евангелие было услышано здесь задолго до Колумба. Ведь успех Кортеса в Теночтитлане был основан на суеверии Монтесумы, убежденном в том, что белолицый Кетцалькоатль, бог добра и света, вернулся, как и предсказывали древние, в год тростникового прута, и что теперь он будет править ацтеками. Индейцы постоянно спрашивали испанцев, правда ли, что между ними царит любовь, и те, естественно, отвечали положительно, ибо были научены принципам христианства. Удивительно ли, что эти ждущие гибели народы вдруг поверили в возможность торжества любви над смертью? В результате их представляют наивными, суеверными и примитивными, а споры о том, можно ли считать их полноценной империей или нет, до сих пор не утихают. Их цивилизация имеет множество достойных памятников, так что эти «примитивные» народы были прекрасными строителями. Большинство этих знаний открыты нам сегодня благодаря францисканцу Бернардино де Саагуну, который составил целую энциклопедию ацтекской жизни, называемую «Общая история Новой Испании». Их столица Теночтитлан, эта индейская Венеция, стояла на озере Тескоко, окруженная соленой водой со всех сторон.
Система ирригации и водопровода функционировала бесперебойно. Несмотря на то, что как таковой земли у них не было, они умудрялись делать почву из ила и водорослей. На этих полях выращивались овощи, цветы, пряности – многое из того, что потом оказывалось на рынке. Город был выстроен таким образом, что передвижение по нему было невозможно без постоянных пересадок на лодки. Все это делало столицу ацтеков неприступной для врагов. Саагун сообщает, что ацтеки обладали сложной кастовой системой с образовательными учреждениями для представителей обоих полов и мощнейшей военной машиной, хоть у них и не было пушек. Во всех сферах жизни общества действовала жесточайшая дисциплина: товары на рынках проверялись, и все жулики жестоко наказывались, рискнувший напиться допьяна подвергался смертной казни. Мифология и поэзия ставит их на один уровень с другими великими цивилизациями. Интеллигенция находилась в философском поиске, и то, что они говорили, думали и жили соответственно, вовсе еще не признак примитивизма. Эта их вселенская печаль, сдобренная шоколадной роскошью, при стремлении к зрелищным ритуалам и вниманию к мелочам, – все это создает образ некоего ацтекского барокко. Представьте себе только, что в городе, где постоянно приносятся кровавые жертвы богу войны (причем жертвы эти вроде бы даже считали это для себя честью, потому что только достойный и храбрый годился богам), появляется белый бог добра и света, утверждающий, что он представитель другой высшей расы, где все любят друг друга. Монтесума поверил им и поплатился за это всем. Но если бы он не поверил, то первооткрыватели шоколада сегодня выглядели в наших глазах жестокими и невежественными циниками. И будь они таковыми, не смогли бы никогда получить этот утонченный, благородно-горьковатый продукт, какой известен нам сегодня под названием «шоколад».
Евгения Игнатьева Источник http://religo.ru
Материалы сайта "www.curanderos.ru". При полном или частичном использовании материалов в интернете
Пишите нам club@curanderos.ru
Главная страница | Путешествие в Перу | Статьи | Искусство и Магия | Книги | Контакты
Разработка © 2007 CMT "КурандероS". Все права защищены
Баннеры и ссылки