Немецкий философ Карл Ясперс
(1883-1969) в начале ХХ века ввел понятие осевого времени.
Ясперс считал, что это особый период в истории человечествоа,
длившийся ок. 600 лет примерно с 800 по 200 г. до н.э. В это
время в разных регионах планеты появляются выдающиеся
личности, которые на много столетий вперед определят
духовную жизнь человечества.
В Китае – Конфуций (основатель
конфуцианства) и Лао-цзы (основатель даосизма).
В Индии – авторы Упанишад, которые в дальнейшем станут
фундаментом ортодоксальных школ индуизма и Сиддхартха
Гаутама (основатель буддизма).
В Иране Заратустра, реформатор маздеизма.
В Израиле – пророки Илия, Иеремия, Исайя.
В Греции – поэт Гомер и философы Парменид, Гераклит, Платон.
В данный период на смену
мифологическому восприятию мир приходит рациональное
осмысление действительности, закладываются основы
философского, систематического мышления. Появляются
индивидуальные религии (религии, обращенные
непосредственно к индивидууму, к конкретной личности).
До осевого времени, как
полагал Ясперс, личность еще не выделяется из общинной
массы, не осознает своей индивидуальности и особенности,
обособленности от окружающего мира (мир для такого сознания
не может быть «окружающим») и исключительности. Эту доосевую
эпоху Карл Ясперс называет мифологической, а религии этой
эпохи – общинными.
В общинных религиях
человек не делает различия между собственно человеческим и
природным. Он не выделяет себя из среды обитания, ощущает
себя как составной элемент мироздания. Такое мироощущение
французский философ Люсьен Леви-Брюль назвал «мистическим
соучастием». Вся природа для такого сознания воспринимается
обладающей сознанием, одушевленной (анимизм) и живой (нет
деления на живую органическую материю и не живую
неорганическую).
В природе не существует
какого-то изначального, метафизического добра и зла
(коварного Дьявола противостоящего доброму Богу). Высокие и
низкие частоты вибраций, светлое и темное - составляющие
полного спектра космического многообразия и потому не
могущие быть изначально "плохими" или "хорошими". Но в
зависимости от тех или иных обстоятельств одни и те же
персонажи могут выступать и в качестве союзников, приносящих
пользу и в качестве противников (вредоносных существ).
Мудрые люди стараются окружить себя как можно большим
количеством союзников и как можно меньше нажить себе врагов.
А для этого они производят соответствующие ритуалы
умиротворения. Если вы, например, срубили дерево или
вспахали поле, то обязательно необходимо умилостивить
потревоженных духов данной местности, хозяев этих деревьев и
земли. В целом же добро для сознания древнего человека - это
все силы, которые поддерживают космический закон,
божественный порядок. Приоритет имеет именно животворящий
Порядок, Путь богов (Синто). Соответственно зло - это
силы, которые этот порядок разрушают.
Также для общинных религий
характерен:
тотемизм (вера в
мифического предка-покровителя общины),
политеизм (многобожие),
монофизитизм (вера во
всеприсутствие божественной природы: боги, люди,
животные и другие существа обладают одной и той же
природой),