Главная страница
|
Путешествие в Перу
|
Статьи |
Искусство и Магия
|
Книги |
Контакты
Легенды, мифы и сказки народов мира
<<<
Легенды, мифы и сказки народов мира
Искусство
сновидения
Хорхе Коком
перевод
Галины Ершовой
Рисунки
Александра Сегрехио
Текст написан и прислан специально
для публикации в данном сборнике * современным индейским писателем
майя Хорхе Кокомом, проживающим в мексиканском штате Кинтана-Роо.
Понятие "видения", или "сновидения", считается одним из основных
в культуре индейцев майя. Как повсеместно в древности, так и
кое-где в настоящее время приобщение индейца к "мудрости народа
майя" происходит посредством практик, скрытых от глаз неиндейцев.
Именно поэтому мы обратились к Хорхе Кокому с просьбой о
предоставлении нам текста, посвященного этой важной для
понимания мифотворчества майя теме.
Мы с братьями были еще маленькими, когда отец моей матери дон
Грегорио Печ начал расспрашивать о том, что мы видим во сне.
Братья – родные и двоюродные – легко с удовольствием вспоминали
о своих ночных переживаниях, поражая меня своими насыщенными
красочными деталями рассказами.
Насколько помнится, Хорхе Рамон много летал и часто проваливался
в пустоту. Хулиан пас овец, кур и индюков на странном участке,
напоминавшем наполовину огород и наполовину пустыню. Гонсало
вспоминал о кровоточащих сердцах, свисавших с вьющихся растений,
- они вспыхивали и освещали промокшие от дождя сумерки. Грегорио
ловил бабочек, которые, оказались у него в руках, превращались в
огромных пчел, оглушавших его своим жужжанием. Мою старшую
сестру Глорию пугал ангел без лица – он удерживал ее среди своих
картин, развешанных в зеркальной комнате.
А я ничего не помнил о моих снах и чувствовал себя чужим и
отторгнутым этим сообществом сновидящих. Однажды, когда мы с
дедом отправились в Чания, я рискнул обратиться к нему с
вопросом:
- Дедушка, почему я не помню своих снов?
Дед, в этот момент срезавший своим кривым мачете раздвоенную
верхушку деревца чукун, остановился и сказал:
- Во вселенной все является сновидением, и все мы видим сны. Но
не все помнят о своих снах. Сны помнят только люди чистые
сердцем и чистые духом…
Когда вязанка резко пахнущих смолой дров была связана, он
продолжил:
- Человек, рождаясь на земле, попадает на пространство спящих
существ. Можно сказать, что человек живет во сне. Когда же ты
видишь сны и вспоминаешь их, ты можешь восстановить картину
твоего изначального происхождения и вернуться к жизни…мы
являемся фрагментами света…мы являемся частицами Солнца…
Перевалило за полдень, мы заканчивали собирать под кустами яйца
перепелок. Дед уселся на связку дров и достаточно торжественно
обратился ко мне:
- Я давно наблюдаю за тобой. Вижу, что ты обеспокоен тем что не
можешь вспомнить свои сны. Ты бледен, видимо плохо спишь.
Недавно ты чистил початки и насыпал вокруг зерна. По этим
разбросанным по земле зернам я увидел контур рисунка. Он
означает, как считали старики, то, что необходимо провести с
тобой церемонию. Надо обратиться с прошением о том, чтобы
открыть тебе воспоминания о снах и научить тебя использовать
силу сновидений.
И, уже закидывая за спину вязанку дров и собираясь в обратный
путь, он торжественным жестом предупредил меня:
- За день до церемонии прошения ты должен поститься. Если же
голод будет слишком мучить тебя и ты почувствуешь, что не
выдержишь, можешь попить воды и меда. И ничего больше. В день,
когда ты удалишься для размышлений, ты должен будешь отказаться
от твоего обычного имени и принять то имя, которое подскажет
ветер. Это будет твое магическое имя.
И добавил:
- Никто не должен знать его, кроме тебя. Сила, которой обладает
это тайное имя, возрастает, только если хранить молчание о его
происхождении. Пока это только твое имя – оно остается силой.
Если о нем узнают другие, ты потеряешь эту силу навсегда. С
другой стороны, за несколько часов до церемонии инициации ты
должен изгнать плохие мысли, которые привязывают твой дух к
желаниям плоти. В конце концов по завершении обряда ты должен
превратиться в Охотника за снами и Сына Охотника Рассвета.
Вечером 19 марта 1961 г. Дед явился к нам в дом, чтобы
поговорить с моими родителями. По окончании беседы я узнал, что
он договорился с ними о том, чтобы я не шел в школу на следующий
день, а помог ему по хозяйству.
С наступлением сумерек, перед тем как уйти, дед и отец выпили
шоколад, который приготовила им мать.
Перед рассветом в глубокой тайне отец отвел меня туда, куда
велел на кануне дед. Он уже ждал нас, и мы сразу двинулись
дальше. Всю дорогу по направлению к мильпе я следовал за дедом.
Впереди него то забегая вперед, то отставали, принюхиваясь и
оставляя метки на придорожных кустах, Навах, Бокбок, и Пуруш.
Собаки то и дело мелькали в свете фонаря, который дед нес в руке.
Мы шли очень долго, и мои веревочные сандалии успели набухнуть
от утренней росы. За нашими спинами, на востоке уже успел
исчезнуть кусочек луны, до этого сначала возглавивший наше
шествие, а затем молчаливо спрятавшийся в ветвях густой
растительности.
Когда мы добрались до места, собаки залаяли, услышав какой-то
шум, и бросились в кустарник догонять неизвестного зверя. Вся
эта возня разбудила чачалак, которые поднялись в воздух с
пронзительными криками. Одна из них чуть не задела меня – от
неожиданности я уронил тыкву с водой, которую нес на плече.
Вдруг что-то напугало собак, и они вернулись к нам, не
переставая громко лаять.
Дед выключил фонарь – темнота внезапно обступила меня. Я чуть не
бросился бежать, но дед взял меня за левую руку. Почувствовав
его сильное прикосновение, я перестал дрожать. Собаки наконец
замолчали, и мы продолжили путь через заросли и завалы. Когда
уже совсем подошли к ограде мильпы и собрались было перелезть
через нее, гремучая змея была обнаружена – она лежала
свернувшись, с поднятой для атаки головой. Глаза ее угрожающе
сверкали, и было ясно, что она запрещала нам двигаться дальше.
Прежде дед попросту убивал этих змей, но теперь отец моей матери
вступил с ней в переговоры. Он спокойным голосом убеждал ее уйти
с нашей дороги. Наконец змея опустила голову, вытянулась и в
одно мгновение исчезла в траве.
Осторожно ступая уже по участку мильпы, мы добрались да навеса
пальмовых листьев. Рассвет все еще не наступал. Посреди поля мы
остановились в торжественной тишине. Посреди этой тишины все
было в покое, бездвижно и умиротворенно. Мы с моим дедом, Сыном
Охотника Рассвета, находились в засаде, охотясь на рассвет. Дед
стоял на коленях за моей спиной, держа свои ладони у меня на лбу.
Он ждал знака, едва слышно повторяя молитву, с которой обычно
обращаются к плодам диких растений:
- Входи, зрелость, выходи, не зрелость! Входи, зрелость, выходи,
незрелость! Входи, зрелость, выходи, незрелость!
Я же в мгновения этой молитвы, в мгновения этого чуда и
духовного обращения лежал головой на восток, совсем обнаженным,
на круглой подстилке из ароматических трав. Я вдыхал запах влаги
и копала, который дед зажег вокруг меня. Над нами был навес из
пальмовых листьев, вокруг виднелись ряды юкки, а рядом
возвышалась огромная сейба, хранительница чудесного обряда.
Через некоторое время молитва деда прекратилась. Он глубоко
задышал, и мне даже показалось, что у него начались судороги.
Голос его изменился и стал более хриплым. Это был не его голос,
и мне даже показалось, что он исходит из пещеры. Из того, что он
сказал и что мне удалось разобрать, я понял, что дед говорил на
древнем языке майя. В эти, показавшиеся долгими, минуты я
испытал до тех пор неведомое чувство укрепляющего покоя.
Внезапно дед обратился к ветрам четырех сторон света: востока,
запада, юга и севера. После третьего обращения вдруг подул
теплый воздух. Это был ветерок с востока, он принес с собой
упавшую с деревьев листву…
Неожиданно я начал дрожать, почувствовав легкое покалывание во
всем теле. И тут же меня и деда накрыл голубой луч, который чуть
позже стал золотым. В тишине раздался свист птицы, ему
отозвалось эхо – и опять все стихло. И тут раздался голос деда:
- По твоей крови ты знаешь о происхождении твоего тела, о
происхождении твоих предков. Но по твоим снам ты постигнешь
знания о происхождении твоей души и конце твоих дней.
Потом добавил:
- Сны не исчезают так, как уходят люди. Иногда живущие сны
объявляют себя мертвыми. Более того, сны почти бессмертны. Они
не дают себя похоронить или же совершают чудо возвращения,
воскресения… Прежде чем солнце явиться в своем сверкающем блеске,
сны наших предков осуществятся и должны пребывать с нами при
заклинания силы молчания, силы ветра, силы слова. Не забывай,
что сны существуют не для накопления знания, не для ухода в фантазии. Сны – это трещина в свете для овладения силой духа.
Это зеркало, в которое смотрится твоя душа. В своем вневременном
и часто непоследовательном существовании сны высвечивают твою
личную историю, возвращаясь на года раньше или забегая вперед.
Они оставляют знаки на следах, оставляют коды и печати…
Сновидение – это упражнение для духа, позволяющее спастись из
тюрьмы плоти. Воспоминание о снах поможет твоему внутреннему
росту… Человек, который живет и не видит снов, - это живой
мертвец. Еще хуже с теми, кто видит сны и не реализует их!
Измученный ночными кошмарами, он уступает бессоннице реальности,
которая ему не принадлежит. Оставайся неутомимым войном вместе
со снами и предмет для одержания победы ищи, прежде всего,
внутри себя. Осуществляя свои сны, ты никогда не окажешься в
чьем-либо рабстве и никогда не будешь пытаться подчинить себе
других – потому что откроются пути твоего подлинного
освобождения. Помни всегда, что во Вселенной природы сны
превращаются в реальность: дождь – это сон воды, дым это сон
огня, синева неба – это вечный сон воздуха. Но ты, мой внук,
который создан из маиса желтого, как тот свет, что нас окружает,
открой свои глаза! Открой свой дух! Ты, мой дорогой внук,
являешься излюбленным сном земли.
Сколько бы лет не прожил человек, которому неведомы сновидения,
он остается только лишь живым мертвецом. Живи! Воплощай свои
сновидения! Стремись к свету! Пусть твоя жизнь – сон, который
снился другим, - будет бессмертной.
Некоторое время спустя, когда я смог открыть глаза, мне предстал
чудесный дар восхода: поднималось солнце, и на небе
янтарно-розовые облака сложились в пещерный орнамент, который
наполнил миром мою душу.
С того момента, принимая наследие двенадцати поколений моих
предков, которые также проходили через эту чудесную церемонию, я
превратился в Сына Охотника Рассвета.
Примечание:
*
Сборник - "Легенды, мифы и сказки индейцев
майа" составитель Г.Г.Ершова
ISBN: 5-7281-0497-5
Год издания: 2002
Издательство: Российский государственный гуманитарный
университет
В сборнике собраны мифы, легенды и
сказки индейцев майа, создавших в I тыс. до н.э. величайшую
цивилизацию Нового Света.
Сборник подготовлен учебно-научным Мезоамериканским центром им.
Ю.В.Кнорозова в рамках проекта "Культура древней Мезоамерики в
контексте эпиграфического наследия".
Подобное издание переводов мифологических текстов майа
подготовлено на русском языке впервые. Переводы осуществлялись
как с испанского и английского, так и непосредственно с
индейских языков. Тесты снабжены подробным комментарием,
затрагивающем исторические, этнографические, культурологические
и религиозные аспекты жизни майа доколумбова, колониального и
современного периодов.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников,
занимающихся проблемами индеанистики и мифологии, а так же для
широкого круга читателей.
Дополнительные материалы о Хохе Кокоме:
Официальный сайт писателя Хорхе Кокома
http://www.jorgecocompech.com/