Источник:
http://norno.nnm.ru/
Открытие Америки
"Среди океана
Лежала страна,
И были покойны её племена,
Её племена."
"Америка".Николай Огарев
Обычно история народов представляется как хронология Западной Европы,где
находится "пуп Земли",от которого чем дальше,тем ближе к самому дикому и
грубому варварству.Дикарей нужно "открывать" и просвещать. Соответственно
этому мировоззрению,первые американцы якобы появились на севере
континента,перейдя из Азии по перешейку,некогда соединившему в районе
Берингова пролива Евроазию с Аляской.Вдали от первых мест поселения они
создали свои яркие,но чудовищные цивилизации /империи майя и ацтеков на
территории современной Мексики и федерацию инков в нынешнем Перу/.Первыми
"дикарей" открыли исландские викинги,а вслед за ними - испанские и
португальские /опять же западноевропейские!/ мореплаватели.
Однако,картина мира была иной.Существовавший некогда в беспредельном Тихом
океане континент Му,погиб,как и другие земли /Атлантида и Лемурия/ в
результате природных катаклизмов.
Потомок норвежских викингов,Тур Хейердал,обрисовал географические масштабы
этих мест в книге "Древний человек и океан":"Он один /Тихий океан/ охватывает
половину земного шара;на экваторе его азиатское и американское побережья
занимают антиподальное положение.В отдаленные геологические эпохи два типа
малых остров поднялись на поверхность этого морского полушария:одни были
образованы бурлящей лавой из подводных вулканов,другие медленно складывались
коралловыми полипами на гребнях кратеров,которые не дотянулись до поверхности
моря.
Если исключить Новую Зеландию,общая площадь океанических островов Тихого
океана не покроет и половины штата Нью-Йорк.И поскольку океан этот площадью
равен всем континентам мира и всем остальным океанам,вместе взятым,расстояние
между клочками суши,естественно,огромное.Так что подвиг людей каменного
века,обосновавшихся на этих островах задолго до того,как сюда пришли
европейцы,намного затмевает европейское открытие Америки по ту сторону узкой
Атлантики".
К сказанному следует добавить слова,сказанные исследователем Джеймсом
Черчвардом:"Древнейшие свидетельства о человеке могут быть обнаружены не в
Египте или долине Евфрата,а именно здесь - в Северной Америке и на Востоке,где
жители Му основали свои первые колонии".Далее Черчвард сообщает,что 50 000 лет
назад континент Му населяло 64 миллиона жителей,создавших цивилизацию,во
многом превосходившую нашу;ей были знакомы многие важные достижения,которые
современный мир начинает узнавать только теперь.
Естественно,что европоцентристскими учеными,убежденными,что не было и не может
быть никого лучше их,теперишних,такие теории были восприняты,как полный бред.
Между тем,соседи американцев по Тихому океану никогда не забывали о
существовании восточных соседей.Прекрасные мореплаватели - индонезийцы,а уж
тем более жители островов Полинезии и Микронезии,часто бывали на побережье
современных государств Чили и Перу.
Более того,первыми открыли,причем задолго до викингов, европейцев сами
американцы:ураганом из суда занесло во владения германского племени свевов,а
те "подарили" индейцев своим сюзеренам - римлянам.Историк Помпоний Мела описал
странную внешность и обычаи американцев.
Уже в наши времена стали накапливаться факты,не только подтверждавшие
предположения Чечрчварда,но и значительно расширявшие время существования
неевропейского человечества,независимо от антропологической принадлежности.Еще
в начале XX века многие ученые были убеждены,что первые люди пришли в Новый
Свет из Азии четыре тысячи лет назад,то есть - в двадцатом веке до
н.э.Археологические находки отодвинули эту дату сначала до 10
тысячелетия,затем - еще на 15 тысячелетий,а перуанский профессор Кабрера
определил,что найденная им "библиотека" неадертальцев,камнетека из Ики,относится
ко времени,отдаленного от нас на сорок тысяч лет.
Но,пожалуй,самое впечатляющее открытие сделал доктор Даниэль Русо в Маркахауси
/в 80 км на северо-восток от перуанской столицы Лимы/.Стоя в каменном
амфитеатре,он увидел,что его окружают огромные фигуры людей и
животных,вырезанные из камня.На Русо смотрели лица кавказские,негритянские,семитские.Доктора
окружали львы,быки,слоны,верблюды,которые якобы никогда не обитали на
американском континенте.Были здесь и изображения коней,вымерших в Америке 9
тысяч лет назад.
Скульптуры были вырезаны чрезвычайно искусно,со знанием законов перспективы и
оптики:некоторые из фигур были видны лишь в полдень,иные - утром,а часть
выступала из скального фона лишь при закатном освещении.Русо фотографировал
при разных условиях и потому смог обнаружить то,что не сразу бросилось в глаза
- скульптуры гигантских рептилий,доисторических ящеров,которые,по существующим
в ученом мире мнениям,вымерли задолго до появления на нашей планете разумных
людей.
Однако,в североамериканском штате Невада,в угольном слое каньона
Фишера,обнаружен отпечаток подошвы,причем настолько четкий,что на нем видны
следы шва из толстых ниток.Возраст этого отпечатка - 2 миллиона лет.
Иными словами,возраст наших разумных предков отодвигался до самых
фантастических пределов,а уровень развития знаний оказывался чрезвычайно
высоким.Священная книга народа майя-киче "Пополь-Вух"/"Летопись народов"/
повествует о том,что первые люди "преуспели в знании всего,что имеется на
свете.Когда они смотрели вокруг,то сразу видели все и созерцали от верха до
низа свод небес и внутренности земли.Эти люди видели даже вещи,скрытые в
глубокой темноте.Они одновременно наблюдали весь мир,не делая даже попытки
сойти с места.Велика была мудрость их".
Вероятно,майя многому научились от этих "первых людей".Так,согласно
нашему,грегорианскому,календарю время обращения Земли вокруг Солнца равняется
365,242500 суток."Дикие американские индейцы" задолго до европейцев вычислили
время значительно точнее - 365,242198,что подтверждено в последнее время с
помощью самых точных астрономических приборов.
Не меньшими были и практические навыки.Известный археолог Дж.Массон обнаружил
на Перуанском нагорье древние украшения,отлитые из платины.Температура
плавления этого драгоценного металла составляет 1730 градусов,а достичь ее
можно только с помощью сложных технологий.
Неверно и мнение о том,что в Древней Америке существовало лишь три великих
цивилизации - инков,майя и ацтеков:они были лишь последними в длинной череде
удивительных культур мочика,чавин,чиму,муисков и многих других.
О некоторых американских народах мы расскажем в последних главах этой книги.
----------------
Ягуары Анд и правители Луны
"И понял,что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времен.
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен."
Николай Гумилев
В Америке,как и на всей нашей планете,жизнь пульсировала то замирая,то
расцветая вновь.Сменив древние народы,новые люди пришли в Центральные Анды в
12 тысячелетии до н.э.Они умели выращивать тыквы,красный перец,особый вид
фруктов - лукуму,а также хлопок,из которого изготавливали ткани и расписывали
их человеческими фигурками.Новые американцы не только собирали моллюски и
прочие съедобные дары моря на побережье,но и рыбачили.Археолог Фредерик Анжель
обнаружил в южном Перу первую в мире рыболовную сеть,а также маленькую
флейту,вырезанную в девятом тысячелетии до н.э.- задолго до возникновения
цивилизаций Древнего Египта и Шумера.
Прошло два тысячелетия и американцы научились строить храмы.Один из
них,найденный неподалеку от реки Мито,получил название Храм скрещенных рук -
по найденной здесь фигуре бога со скрещенными руками.
На этом древнем основании взросла культура чавин.Часть этого народа,ушедшая на
север,на новой родине,на берегах Мексиканского залива,получила название
ольмеков - людей-ягуаров.
Андские "ягуары" - чавины,создали священный город Чавин-де-Уантар,где,естественно,поклонялись
праотцу народа,священному Ягуару.Камни для возведения храмов приносили
многочисленные паломники.Под руководством жрецов строительством занимались
опытные мастера-каменщики.
Священники знали не только секреты архитектуры,но и многое другое.Невозможно
переоценить то,что они сделали для Америки.Они научили людей возделывать
кукурузу,которая стала основной сельскохозяйственной культурой на этом
континенте с древнейших времен и по настоящее время.Жрецы приручили маленького
горного верблюда - ламу.Эти красивые животные с огромными,бездонными очами
носят грузы,дают мясо и шерсть своему хозяину.
И даже помет чрезвычайно ценен для горцев - это отличное топливо в холодном
климате Анд.О том,какое значение придавали ламам чавиняне говорит тот факт,что
пастуха,по чьей вине погибло хоть одно животное,забивали камнями.
И еще люди этой культуры научились лепить из глины сосуды - умение,которым в
полной мере воспользовались их последователи - мочика.
Непревзойденные скульпторы,создатели психологической портретной керамики,мочика
в глине создали поразительную летопись своего народа,мастерски передав все ее
тончайшие нюансы.Один из славных потомков этого народа перуанский ученый
Рафаэль Ларко Ойле,собрал,восстановил и тщательно обработал свыше 30 тысяч
изделий мочикских мастеров.
Рельефы и скульптуры поведали миру,что этот народ,хотя и продолжал поклоняться
Аи Апаэку - предку-ягуару,но главным божеством все же считал Серебряную Луну
или,по-мочикски - си.Все местные аристократы назывались си-кич - лунные
правители.Сам же император называл просто - кич.Ему подчинялись главы
отдельных плодородных долин на андском побережье - алаэки.Эти
привилегированные лица украшали себя знаками особого достоинства буквально с
головы до пят.Военачальники носили на голове особое покрывало,украшенное
птичьими перьями и обязательно маленькими золотыми полумесяцами.В ушах у них
сверкали золотые или медные серьги,а плащ испещрен различными геометрическими
фигурами - родовыми гербами.Обуви мочика не носили,но знать щеголяла в неком
подобии носков.
Кроме правящей,лунной,верхушки в древнем перуанском обществе было много других
достойных людей:лекарей,мудрецов,воинов /их вооружение составляли медные
топоры и копья с медными наконечниками/,музыкантов,ткачей.Люди попроще -
крестьяне и рыбаки носили простые рубахи,несколько напоминающие нынешние
пончо.Женщинам полагалась лишь длинная сорочка,а рабы и военнопленные из
простонародья и вовсе ходили голыми.
В то же время знатные пленники сохраняли свои роскошные наряды и некоторые
привилегии:их перевозили на носилках.
Среди мочикской керамики выделялось множество эротических сюжетов,что
подчеркивало чувственность этого народа.Известный чешский исследователь
древних культур Америки Милослав Стингл писал:"Откровенность,с какой мочика
запечатлели на сосудах буквально всю свою жизнь,делает их керамику
великолепным и уникальным явлением.
Можно считать,что керамика мочика по эпической широте изображения культуры
своих создателей превосходит даже греческую керамику!..Итак,небольшое
государство мочика создало культуру,которую по праву можно назвать высокой.А
их наследники добились в дальнейшем еще большего могущества и силы".
Стингл говорит о последующей доинкской цивилизации Перу - чиму,имея в виду
великолепный священный памятник Чан-Чан/"Солнце-Солнце" или - "Солнце Земли"/.
Знаменитые портретные сосуда были далеко не единственным достижением древних
перуанцев,которых впору было назвать римлянами Южной Америки.
Как и знаменитый народ на Аппенинском полуострове мочика умели строить широкие
дороги /ширина всегда строго равна 9,8 метрам/,которые пережив многие века
дожили до наших дней /их и сегодня можно увидеть в долине Чикама/.
Мочика создали разветвленную систему каналов,с помощью которых крестьяне
орошали поля.Один из таких каналов имел в длину 113 км!Вблизи города Аскопы
построили акведук высотой 15 метров!
Но и это не все.Древние римляне прославились своими строениями -
Колизеем,Пантеоном и другими.Древние перуанцы возвели вблизи нынешнего города
Трухильо две огромные пирамиды - в честь Солнца /Уака-дель-Соль/и Луны/Уака-де
ла Луна/.Длина первой из них равнялась четверти километра,а ширина превышала
140 метров.
Другие пирамиды были стандартного размера - со сторонами по 98 метров.
Известно,что мочика знали кроме официального культа - почитания Аи Апаэка,Солнца
и Серебряной Луны,часто прибегали к магической практике.На многих сосудах
сохранились изображения бобов фасоли,поверхность которых покрыта разными
черточками,крестиками,кружками и точками.Подобные изображения есть и на
тканях.Возможно,эта тайнопись использовалась не только для гаданий,но
и,подобно скандинавским рунам,как зарождающееся письмо,используемое для
различных бытовых нужд.
После завоевания Перу испанцами пирамиды оказались самыми высокими
сооружениями в стране,значительно превышающими католические храмы.Христианским
священникам это не понравилось и они в 1602 г поручили некоему Монтальве
уничтожить древние памятники мочика,направив на них поток запруженной реки.
Вода не причинила пирамидам ни малейшего ущерба,но,размыв песок,открыла
великолепные серебряные обрядовые предметы,а также большую золотую статую.
Мы уже упоминали о культуре чиму,сменившей мочика.Если сравнивать древних
перуанцев с европейцами,то здесь смена одной цивилизацией другой происходило
бескровно.На андском побережье в доколумбовы времена невозможно представить
катастрофы подобные разрушению Рима вандалами или разграбления крестоносцами
Константинополя.
---------
Земное Солнце
"Никто не знал,
что сердце твое - золотое,
никто не знал,
что грудь твоя - серебро."
Древняя индейская песня о живом золоте Перу
Однажды могущественному правителю индонезийского острова Тимор по имени
Наймлап приснился удивительный сон.Царь увидел себя,стоящим на берегу далекой
заморской страны,а перед ним на возвышении ослепительно сиял на солнце золотой
город.И чей-то голос над самым ухом произнес:"Этот священный град будет
возведен по твоему приказу,о Наймлап!И наречешь ты его Чан-Чан"." -
Чан-Чан?Солнце-Солнце?Зачем название нужно повторять дважды?" - переспросил
властитель.
Голос ему уже не ответил.Зато ожило само безмолвное видение:небесное светило
испустило тонкий луч,который упал на город и тот вспыхнул,будто второе,земное,солнце.Так
они и сияли,отражая друг друга...
Очнувшись от вещего сна Наймлап созвал сорок именитых князей,своих
многочисленных жен с детьми и поведал,что им всем вскоре предстоит отправиться
в неведомые земли,чтобы покорить местные народы и создать новое
государство,столицей которого станет золотой город Чан-Чан.
Самые близкие царю люди обрадовались его решению и предстоящему
путешествию:советник Окчокало,"старший королевский повар" Пита Софи;любимец
Наймлапа - мастер украшений из перьев,Льяпчильюльи;главная жена Сетерни и
старший сын царя,принц Сиум.Юноша спросил:"Я стану твоим наследником в этой
стране?"
Наймлап улыбнулся,прощая невольную непочтительность,и ответил:"В открывшемся
моему взору будущему ты стал правителем священного града Чан-Чан с его
чудотворными храмами,а дети твои,о Сиум,разойдутся по всей стране и станут
править народами,чьи имена звучат непривычно для нашего слуха".
"А ты?Что будешь делать в той неведомой стране ты,мой царь и повелитель?" -
воскликнула главная жена.
"Я?" - переспросил царь и замолчал на несколько мгновений:от видений грядущих
событий чело его затуманилось.Наконец он ответил:" - В положенное время я
должен буду оставить вас,чтобы отправиться в плавание на запад,в страну
предков".Предвидя возражения любящих его домочадцев и друзей,Намлап,возвысив
голос,сказал:"Но не об этом следует нам сейчас думать!
Знайте,что ничего на свете не длится вечно - ни жизнь царя,ни существование
его царства!Новой державой,которую мы в честь нашей родины назовем Чимором,после
сына моего Сиума будут править десять его потомков.Последний из них будет
столь ненавистным своему народу,что подданные лишат его жизни.Придет другая
династия и Чимор проживет еще некоторое время.
А затем наша армия будет разгромлена вождем могущественного племени по имени
Йупанки,да будет проклято его имя!"
"О царь наш и повелитель, - осмелился подать голос советник Окчокало, - зачем
же нам плыть в неведомые земли,терпеть трудности и лишения,зная наперед,что
все наши труды пойдут прахом?"
Мудрый повелитель,ухмынувшись,словно и ожидал услышать эти слова,сказал:"Знай
же,о мой мудрый советник,что всему свое время - растения,животные и люди
рождаются на этой земле,чтобы,порадовшись свету солнца,уйти затем в печальный
мир теней.Бессмертны одни лишь боги.Свой срок жизни и у государств.
Прекрасный Чимор простоит триста лет,но и после своей гибели он вечно пребудет
на земле,поражая своей несравненной красотой людей,которые родятся спустя
многие столетия после нас".
Затем Наймлап громко хлопнул в ладоши и повелел:"Видения будущих смертей
всегда повергают в печаль.Нам же,живым,предстоит совершить предначертанное
богами.Прикажите моим подданным строить прочные плоты,шить паруса и
заготавливать провизию для долгого морского путешествия к новой нашей родине!"
Эти слова словно выведи придворных из оцепенения,они заспешили выполнять
приказ и собираться в дорогу.
Застучали топоры строителей и вскоре на берегу уже стояла целая флотилия бальс
- парусных плотов.
На эти суда взошел сам Наймлап со своими многочисленными женами и детьми.Его
сопровождали,не считая матросов,сорок именитых мужей и среди них "царский
повар" Пита Софи,который трубил в огромную раковину,и Льяпчильюильи,изготовивший
к торжественному отплытию особо пышный наряд из перьев.
Когда все было готово к длительному морскому путешествию,плоты покинули родные
берега и отправились в неведомую даль - на восток.
Однако,странствия были не долгими - бальсы вскоре пристали к перуанскому
берегу.Здесь Наймлап,ступив на землю Южной Америки,создаль новое государство -
Чимор или Чиму.Начал он с подчинения местного народа - мочика,,обитавшего в
долинах у побережья.Впрочем,дело обошлось без кровопролития:мочики,пораженные
богатством и величием знатных иноземцев,сразу признали их верховенство.Вслед
за ними покорились и другие народы Перу:государство Чиму протянулось вдоль
тихоокеанского побережья на тысячу километров,от современного города Тумбес на
севере до нынешней столицы государства,Лимы.
Здесь,с помощью опытных мочикских строителей,выросли десятки городов,самым
прекрасным из которых был священный град Чан-Чан.Построенный по хорошо
продуманному плану на единой платформе,он занимал площадь 17 квадратных
километров.Окруженный высокой крепостной стеной Чан-Чан состоял из 10 огромных
домов,более напоминавших целые кварталы.Между ними находились орошаемые
поля,обеспечивавшие пищей сто тысяч горожан.
Но особенно поражает один из домов-кварталов,храм-крепость Тшуди.Здесь
сохранился Зал 24-х ниш,в котором заседал сначала сам Наймлап со своими
царедворцами,а затем его многочисленные потомки,стены которого украшены
барельефами с изображениями рыб и птиц.В этом прямоугольном зале была создана
такая акустика,что даже говоривший шепотом был слышим всеми присутствующими.
Сохранились Изумрудный храм и храм Дракона.Все они некогда были украшены
золотыми пластинами,которые,отражая солнце,вполне оправдывали название столицы
государства Чиму - Земное Солнце,Чан-Чан.
Как и предрекал Наймлап,он ушел в вечное плавание на запад,к предкам.Ему
наследовал старший сын Сиум и остальные принцы стали удельными князьями.После
Сиума на троне Чиму восседали десять его потомков:Эскуньаин,Маскуй,Кантипальек,Альяскунти,Нофан-Неч,Мулумуслан,Лдьямеколь,Ланипаткум,Акунта
и наконец несчастный и последний в славном роду Фемпельек.
Он совершил немало дурных поступков за свою жизнь,чем вызвал гнев
богов,обрушивших на Чиму стихийные бедствия,неурожаи и ужасный
голод.Взбунтовавшиеся придворные и жрецы утопили Фемпельека в море.После этого
страной правила другая династия,которая ни силой,ни мудростью не могла
сравниться с предыдущей.В 1476 году верховный инка Йупанки в решительном
сражении разгромив войска чимуанцев под предводительством Чимо Капака и
присоединил его державу к империи инков.
------------------
Великая сила любви
"Ушла,голубка,ушла,родная.
Голубка,где ты?
Тебя зову я,не уставая,
Но нет ответа".
"Апу-Ольянтай".Драма инков
Богоизбранный народ - инки,оставили неизгладимый след в культуре Южной
Америки.Один из ведущих американистов Филип Эйсворт Минз писал:"Вся эта
территория носит неизгладимый отпечаток инкского колорита".О том,в чем же
именно состоит этот неизгладимый колорит,лучше всех смог поведать русский
ученый Юрий Зубрицкий,сформулировавший эту идею так:"Об инках нужно говорить
стихами или не говорить вообще".
Действительно,что бы ни было рассказано о создателях великой федерации
Тауантинсуйо (империи инков) - науке,обычаях,верованиях ,все эти бесконечные
описания не смогут отразить душу народа,которая выражается в великой
любви,доброте и поэзии.Именно эти качества,принесенные "детьми Солнца" на
землю Южной Америки,определили столь ощутимое своеобразие.
Случилось так,что спустя 22 года после казни испанцами последнего верховного
правителя Атавальпы,в 1555 г.,в селении Потоси было дано восемь театральных
представлений.Находившийся тут же хронист Николас де Мартинес Арсанс и Вела
записал краткое содержание некоторых из них,отметив,что инками была сыграно
восемь пьес.Испанский монах запомнил исторические сюжеты лишь четырех из них.-
,"вызывавших, - по его словам, - полное одобрение всех благородных индейцев".
Первая рассказывала о Манко Капаке,полулегендарном основателе столице Куско и
самого государства Тауантинсуйо.Вторая была посвящена блистательным победам
Уайна-Капака,одиннадцатого правителя Перу.В третьей рассказывалось о
трагической судьбе Коси-Уаскара,двенадцатого правителя.Были воспроизведены
сцены его коронации;показана,если не та самая,то очень похожая на нее,Великая
золотая цепь,изготовленная по этому случаю (Инка в честь ее взял себе тронное
имя Коси-Уаскар,что означает Канат Радостного).Затем следовали сцены мятежа
его сводного брата Атавальпы.Кровопролитное сражение между братьями при
Кипайпане,в котором погибло с обеих сторон 150 тысяч человек.Трагедия,как и
подлинная история державы,становилась чем ближе к концу,тем
мрачнее.Реалистично были показаны сцены жестокого обращения с плененным
Уаскаром,а потом кровавый террор против всех потомков древней
династии,устроенный полукровкой Атавальпой.
Четвертая трагедия представляла гибель Инкской империи,начиная с вторжения
испанцев и кончая казнью Атавальпы.
Следует сказать,что эти пьесы не имели ничего общего с пантомимами известными
по,например,праздникам африканцев.Николас де Мартинес лишь поверхностно описал
понятое им содержание этих произведений.При таком,телеграфном,изложении
бессмертные пьесы Шекспира также выглядели бы достаточно весьма схематично.
К счастью,до наших дней дожили тексты некоторых из великих поэтических пьес
инков.В первую очередь,это,конечно,бессмертная драма любви и долга - "Апу-Ольянтай";"Утха
Павкар","Суримана" и трагедия "Испанское завоевание".Все они переведены с
языка кечуа на русский Юрием Зубрицким.Сам переводчик о народной драме "Ольянтай"
писал:"Стройная и ясная композиция,органическое сочетание личного и
общественного,утверждение высокогуманных идей,ярко очерченные,полные
естественных человеческих достоинств и недостатков характеры,яркая
образность,богатая рифма сливаются в "Ольянтае" воедино,позволяя поставить
этот памятник в один ряд с гомеровским эпосом,"Песнью о Роланде","Словом о
полку Игореве",русскими былинами и другими выдающимися произведениями мировой
литературы".
Ольянтай - вождь страны Анти,составной части империи инков,на свою беду
влюбился в Коси-Койлюр ("Смеющуюся звезду"),дочь императора Пакакутека.Об
официальном союзе с ней не могло быть и речи,даже сама мысль о столь неравном
браке была кощунством.Но великой воин не мог скрыть свою страсть,в которой
признавался своему другу Пики-Чаки ("Легконогому"):
" - Я беречься не умею
От любви к голубке нежной
И ягненком безмятежным
Следовать готов за нею".
И напрасно Паки-Чаки пытается его образумить:
" - Мало ль девушек прекрасных?
Можно и в других влюбиться!
Если только разгадает
Инка замысел твой смелый,
Он тебя казнит и тело
Бросить в пламя пожелает".
Такая казнь была не столько мучительной,сколько позорной -
сожженный,лишившийся тела,терял возможность дальнейшего воскрешения.
Прекрасная принцесса отвечала взаимностью герою.Они тайно обвенчались.
Ольянтая угнетала мысль,что он обманывает своего сюзерена и однажды,после
военного совета,на котором Инка выказал милость правителю горной страны
Анти,тот решил во всем признаться.Пачакутек сначала остолбенел,не желая верить
услышанному,затем в гневе воскликнул:
" - Ты решил со мной сравняться?!
Ты рожден на свет слугою!!!"
В результате,дочь Инка сослал в монастырь,а к Ольянтаю ночью подослал
убийц.Герой,однако,успел скрыться и бежал из столицы в свой горный край.Там он
возглавил восстание против тирана.
Опалой Ольянтая решил воспользоваться другой князь,злой и завистливый
Руми-Ньяви ("Каменноглазый").По велению Пачакутека он отправился в горную
крепость Анти и,прикинувшись союзником Ольянтая,впустил в крепость
императорских воинов.Взятых в плен повстанцев препроводили в Куско.
Однако,за десять лет здесь прошли перемены:Пачакутек умер и ему наследовал сын
- Инка Тупак-Юпанки.Поначалу новый император хотел казнить повстанцев,но
сначала велел советникам высказать свои соображения.Каменноглазый Руми,мрачно
ухмыляясь,предложил:"По земле их волоките,чтобы видел каждый житель,что
кончина их настала!"Инка заглянул в свою душу и ужаснулся тому,что чуть было
не совершил.Резко изменив первоначальному намерению,он не только велел
развязать пленников,простил Ольянтая,но и назначил его своим заместителем - "Инка-Ранти"("Вместо
Инки")!
В тот же миг во дворец явилась Има-Сумах ("Какая красота!)дочь Ольянтая от
тайного брака с принцессой Коси-Койлюр,заточенную в темницу.Герой не узнал
свою дочь,ведь он даже не знал о её существовании.Зато узнал свою тайную
жену,к которой привела его и императора Има-Сумах.Спустя десять горьких лет
муж и жена объединились!Ныне Ольянтай,возведенный в ранг равный
императорскому,был равен "своей голубке".
Вне себя от радости был и Тупак,нашедший свою сестру,которую давно считал
погибшей.
Инка благословил брак сестры с героем:
" - Ольянтай!Теперь с тобою
Дочь и прежняя супруга.
Одаряйте же друг друга
Лаской,миром,добротою."
А все присутствующие хором повторили вслед за императором:
" - Пусть грядут к нам чередою
Свет и радостные годы!"
Так,счастливо,в отличие от "печальной повести" Ромео и Джульетты,закончилась
эта инкская история.
--------------------
Эль Дорадо - золотой царь
"Углубясь в неведомые горы,
Заблудился старый конквистадор.
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады".
"Старый конквистадор".Николай Гумилев
С незапамятных времен в горах той страны,которая ныне называется Колумбией,
над душами людей безраздельно властвовал злобный дух Чибчакум.Верящим в него
муискам (на языке чибча это означает просто - "люди") он подкидывал в шахты
золото,изумруды,а также давал соль,на которую можно было выменивать у других
народов любые продукты и изделия.Освоившие раньше других американцев науку
торговли древние колумбийцы первыми стали использовать "желтые кружочки" как
средство универсального обмена,то есть - изобрели деньги.
И хотя драгоценные металлы и камни приходилось добывать тяжелым трудом,демон
требовал за них уплату многочисленными человеческими
жертвоприношениями,отдавая предпочтение мохас -пятнадцати-шестнадцатилетним
юношам из соседних племен.
Но вот однажды в горы прибыл богоподобный человек из дальних краев.У него была
необычная внешность:белая кожа,светлые волосы,длинные усы и бороду,длинный
широкий плащ,украшенный множеством маленьких деревянных крестиков.Муиски
назвали его Бочикой.Новый бог был наставником правителей и воинов,да и
остальных людей учил добру,взаимному уважению,любви,а главное - достоинству.За
него-то и учил сражаться с Чибчакумом.Но люди слабы - готовы поступиться
достоинством ради сохранения жизни.
Древние колумбийцы понимали,сколь много потеряли,отказавшись от уроков Бочики
и потому их цари совершали сложные ритуалы покаяния.Царем народа мог стать не
любой знатный человек,а только тот,кто прошел длительные испытание и доказал
свою ритуальную чистоту.
К исполнению своих будущих обязанностей принц начинал подготовку в шестилетнем
возрасте.Он должен был проводить годы в храме,откуда мог выходить только по
ночам.Не должен был есть мяса,перчить или солить пищу.И не предаваться мечтам
о близости с женщиной.Для проверки чистоты его помыслов устраивалось
специальное испытание.Кандидаты,если их было несколько,должны были раздеться
донага и оставаться равнодушными,когда перед ними появлялась обнаженная
красавица.Если будущий правитель выказывал полное хладнокровие,то наступал
черед самой таинственной процедуры.
Нового царя на золотых носилках доставляли к священному озеру Гаутавита.Здесь
он вновь был раздеться.Жрецы натирали его тело благородными смолами,а затем
посыпали золотой пудрой:царь превращался в статую.Затем он в сопровождении
нескольких высших сановников всходил на плот,который легко покачиваясь на
волнах,достигал середины озера.В этот момент правитель и жрецы бросали в
священное озеро дары злого духа - диадемы,ожерелья,золотые перстни и другие
украшения.
Когда жертвоприношение заканчивалось,царь спускался по специальной лесенке в
воды и совершал омовение,избавляясь от покрывавшего его тело золотого порошка.
Одетый,умытый,избавленный от власти золота над своей душой,он возвращался к
своему народу,обретая с этого времени "законную власть" над муисками.Кончалось
и его воздержание - царь мог иметь любое количество жен.Подданные считали за
честь отдать своих дочерей в гарем царя.
Однако,смывание золота не означало того,что люди,действительно,отказывались от
сокровищ,которые добывались ими в шахтах.Налоговые чиновники тщательно следили
за тем,чтобы в государстве не было задолженностей.Для получения мзды они
изобрели оригинальный способ.Инспектор поселялся в доме у должника,а на входе
привязывал дрессированную пуму.Мало того,что хозяин должен был кормить,поить
незваного гостя и платить ему одну штуку полотна в сутки,он был к тому обязан
исправно потчевать хищника двумя птицами в день.Естественно,человек всеми
правдами и неправдами стремился избавиться от этого тяжкого бремени и готов
был уплатить любой налог.
Слухи о "золотых индейских царях" распространились далеко за пределы горной
Колумбии и достигли ушей конкистадоров.Те и ввели в обиход слово "Эль Дорадо",что
означает буквально "золотой царь",но чаще подразумевает страну несметных
богатств.
Испанцы не очень поверили в существование людей из чистого золота,но
прикинули,что,если в течение многих веков бросать в озеро несметные
сокровища,то там должны скопиться целые горы золота и изумрудов.В сороковых
годах XVI в.туда направились три вооруженных до зубов банды - Кесады,Федермана
и Белалкасара.Добыча их оказалась поистине сказочной - не понадобилось даже
нырять в воды священного озера Гуатавиты.Следом за ними пошли другие искатели
дармовых богатств,в том числе и Франсиско Писарро,прошедший мимо Боготы ради
сокровищ инков.
Зато через полвека о сокровищах озера вспомнил купец из Лимы Антонио
Сепульведа,который взялся за дело с большим размахом:приказал прорубить в
скалистых берегах канал и отвести по нему воды Гаутавиты.Чрезвычайно
трудоемкие работы дали неадекватный результат.Удалось отвести часть воды и
поднять с илистого дня небольшое количество золотых украшений,которых не
хватило даже на оплату по осушению озера.Власти конфисковали "драгоценный
улов",а самого незадачливого предпринимателя посадили в долговую тюрьму.
Клад купца составил основу коллекции Музея золота в столице Колумбийской
республике Боготе,которая ныне насчитывает 75 тысяч произведений
искусства,изготовленных муисками в древние времена.Среди прочих изделий есть и
изображение священного ритуала,во время которого царь вместе с сопровождавшими
его жрецами сбрасывал драгоценности в воды озера.
В 1801 г.сюда прибыл известный ученый Александр Гумбольт.В Боготу его привела
отнюдь не страсть кладоискателя,а сугубо научные интересы.Он составил точную
карту озера и вычислил,что на дне лежит не менее 50 миллионов золотых
украшений.
Эти данные весьма пригодились созданному в 1912 году в Англии акционерному
обществу по извлечению колумбийского золота из Гаутавиты.Акционеры
использовали технические достижения своего времени и доставили на мулах в горы
паровые насосы.За несколько недель непрерывной откачки воды им удалось
понизить уровень на 12 метров.На обнажившемся дне засверкали многочисленные
статуэтки и иные древние ювелирные украшения.Оставалось только собрать их.Но
не тут-то было!
Донный ил,застывая прямо на глазах,превращался в подобие бетона,против
которого была бессильна техника начала XX века.Так что сокровища Эль Дорадо до
сих пор покоятся на дне озера Гаутавиты.
Впрочем,это священное озеро было не единственным местом,куда индейцы
сбрасывали драгоценности.Известны,по крайне мере,еще две лагуны - Фукене и
Сьеча,дно которых буквально усыпано золотыми россыпями.
И не просто слитками,а изумительными по своей выразительности произведения
искусства.Но Чибчакум не спешит "за так" отдавать свои богатства.
-------------------------
Юкатан - "Я не понимаю тебя"
"Был - золотой Атлантиды
Остров таинственно-властный
Ставивший вехи в веках:
Символы числ,пирамиды, -
В Мексике жгуче-прекрасной,
В нильских бесплодных песках".
Город вод".Валерий Брюсов.
Степень нашего незнания древних культур Америки - поразительна!Начнем с
того,что само слово "индеец" пущено в обиход Христофором Колумбом.Понятно
почему - плыл-то в "Индею",а попал куда-то не туда...
Название одного из народов Центральной Америки,"майя" - придумано в 1502 году
младшим братом адмирала,Бартоломео Колумбом.Наименование основной племенной
территории "майя" - полуостров Юкатан,означает на языке коренного населения
всего-лишь - "Я не понимаю тебя".Так отвечали "индейцы" испанцам,распрашивавшим
у них,как называется это место.
Что же было на самом деле?
На полуострове,который мы теперь называем Юкатаном,не было единого
государства,как у инков или ацтеков.Существовал,по меньшей мере,союз пяти
государств:тутуль-шиу (сначала их столица находилась в знаменитом Ушмале,затем
была перенесена в крупнейший город майя - Мани),кокомов с резиденцией в Сотуте
(ранее - в не менее прославленной Маймапане),канеков (стольный град на озере
Тайясаль);чели,главным городом которых был Текох,и наконец - печи с
резиденцией в Мотуле.
Иными словами,это была страна городов,весьма напоминающая шумеро-аккадские -
Ур,Мари,Урук или древнегреческие полисы - Афину,Спарту и другие.
Первые державы майя возникли в третьем тысячелетии до н.э. и были
восприемниками более древней культуры ольмеков - людей-ягуаров.Поразительное
сходство с цивилизацией Древнего Египта - пирамиды,настенные росписи в
комнатах-гробницах,говорят о том,что у египтян и майя были общие
преддки.Возможно,атланты.Торговля между двумя странами по разные стороны
Атлантического океана продолжалась и в более поздние времена.Об этом
свидетельствуют,остатки никотина и кокаина в мумии фараона Рамзеса Второго.
Священная книга майясского народа киче "Пополь-Вух"("Книга народов").стоящая в
одном ряду с индийскими Ведами,шумерскими сказаниями о Гильгамеше,иудейским
Ветхим Заветом,начинается поэтапным повествованием сотворении жизни на
Земле:"Это рассказ о том,как все было в состоянии неизвестности,все
холодное,все в молчании;все бездвижное,тихое;и пространство неба было пусто...
Не было ни человека,ни животного,ни
птиц,рыб,крабов,деревьев,камней,пещер,ущелий,трав,не было лесов;существовало
только небо.Поверхность земли тогда еще не появилась.Было только холодное море
и великое пространство небес.Не было еще ничего соединенного,ничто не могло
произвести шума,не было ничего,что могло бы двигаться или дрожать или шуметь в
небе...В темноте,в ночи была только лишь неподвижность,только молчание."
Многие современные ученые поражаются математическим знаниям и астрономическим
вычислениям этого народа.Другие исследователи,в том числе и Эрих фон Деникен,нашли
ряд свидетельств в пользу того,что майя контактировали с инопланетянами.
Тем не менее,наши представления о верованиях,социальной жизни,обычаях майя
долгое время базировались на книге Диего де Ланды "Сообщение о делах в
Юкатане".
Об этом человеке стоит рассказать подробнее,ибо его имя должно внесено в
черный список выродков,навечно проклятых человечеством.
Он родился в Толедо в 1524 году,в старинной аристократической семье
Кальдерон.В 13 лет его отдали в францисканский монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес
(апостола Иоанна).Двадцатипятилетний монах с четырьмя товарищами отправился с
миссионерской целью на Юкатан.В Новом свете отпрыск аристократической фамилии
сделал блестящую карьеру:уже через 12 лет он стал духовным главой новой
провинции и показал всё,на что способен.Первым делом де Ланда призвал на
Юкатан инквизицию.
Та не заставила себя упрашивать и развернула в стране древней культуры такой
масштабный и свирепый террор,который Европе и не снился!Однако,физическое
уничтожение не удовлетворяло Диего - ему нужно было искоренить саму культуру
майя.12 июня 1562 года наступил один из самых трагических дней мировой
цивилизации.На следующей день де Ланда записал в своей хронике:"Мы нашли у них
большое количество книг этими буквами.И так как в них не было ничего,в чем не
имелось бы суеверия и лжи демона,мы их все сожгли."То есть,на огромном костре
в одночасье были уничтожены тысячи уникальных рукописей - собственно,все
научная,историческая и художественная литература одного из древнейших народов
мира!Эта потеря никогда и ничем не может быть восполнена.
О том,что мы потеряли по вине испанского фанратика можно судить по
приведенному отрывку из чудом сохранившейся "Пополь-Вух".
И по признаниям палача майя мы судим о культуре этого народа!
Широко известны имена губителей уникальной культуры ацтеков и инков -
двоюродных братьев Кортеса и Писарро.Молчанием обойдена фигура куда более
ужасная и кровавая - дона Франсиско де Монтехо,начавшего завоевание городов
майя,продлившееся ни много,ни мало - 195 лет!
Ни один народ Америки не сопротивлялся испанцам столь долго и столь
мужественно.И,если первых двух предводителей конкистадоров,ослепляла жажда
золота,то Монтехо,во-первых,отдавал себе отчет в том,что на Юкатане нет
драгоценных металлов,а,во,вторых,осознавал,что столкнулся не с дикарями,а с
высокоразвитой цивилизацией.Он с беспредельным цинизмом,вызывающим омерзение
даже у своих соплеменников (это он ввел в обычай кормить собак мясом убитых
индейцев),завоевывал страну,дарованную ему монархом.
Хронист де Лас Касас писал о нем:"В году 1526 другой бессовестный муж был
поставлен над королевством Юкатан посредством лжи и обмана и обещаний,данных
всуе королю,каковым способом и прочие тираны доселе пользуются,приобретая
должности и выпрашивая государственные синекуры,ибо под прикрытием своего
положения и на основе своих полномочий могут беспрепятственно красть и
грабить.Королевство сие было обильно людьми ввиду мягкости климата и
плодородно ввиду достатка влаги,чем превосходило Мексику...Из всех индейцев
обитатели этой провинции были самыми развитыми.Сей тиран с тремя стами людей
начал вести войну против невинных,в собственной отчизне живущих и никому вреда
не чинящих туземцев,чем вызвал гибель несметного множества народа.
А поскольку от этом крае отсутствует золото,всех у кого не отнял жизнь,сделал
он рабами и наполнял ими корабли и отправлял,выменивая индеан на
вино,оливковое масло,уксус,на засоленную свинину.Он предлагал выбор из
пятидесяти или ста дев,и ту,которая иных затмевала,выменивал на самый малых
бочонок вина.Случалось,что отрока,бывшего,по всей видимости,сыном
вождя,отдавал за круг сыра,а сотню человек - за коня.И сим преступлениям он
предавался с года 1526 по 1533..."
В 1533 году Франсисско де Монтехо был отозван в Испанию,а его кровавое дело
продолжил сын.В 1542 г.Монтехо-младший сравнял с землей город майя Тихоо и на
его руинах построил первый европейский город - Мериду.Но потомкам рода Монтехо
сопротивление продолжалось еще целых 150 лет!
----------------------
Вера Америки
"Предо мною Новый Свет.
Тот,каким из океана
Был он извлечен Колумбом".
"Вицлипуцли".Генрих Гейне
Говоря о верованиях народа теночков,известного под именем ацтеков,так же,как и
родственных им майя,общавшимся на одном языке - нуатле,мы чаще всего
вспоминаем жрецов,приносящих людей в жертву,вынимая у бедняг из груди сердце.
Эту деталь культа испанцы описали достаточно подробно и с ужасающими
подробностями,дабы оправдать последующий геноцид американских
дикарей.Последующие массовые аутодафе индейцев должны были поблекнуть на этом
фоне.
"За кадром" остались всеобщее обязательное образование,о котором в те времена
европейцы не могли и мечтать;утонченная философия,поразительные
сельскохозяйственные навыки,поэзия,архитектура,да и собственно -
верования.Европейцам не было никакого дела до чужеродной цивилизации,им
потребны были захватывающие зрелища.Они их жаждали и нашли!
Между тем,кровавые жертвоприношения были лишь малой частью древнего культа
и,судя по всему,остались рудиментом неадертальской циливизации Ики,где
совершались хирургические операции по пересадке сердца и даже - по пересадке
головного мозга,что так и осталось недоступным современным медикам.
Согласно представлениям ацтеков,высшими божествами были творец Ометекухтли и
его супруга.Они породили природу и богов,а затем удалились из нашего
мира,условно говоря - на тринадцатое небо,в глубины Вселенной,где обитают и
поныне.Такая же история запечатлена в камнетеке Ики:инопланетяне,вдохнув разум
в тела земных животных,и,увидев,сколь уродливыми,ведущими к
самоуничтожению,путями пошли их создания,ужаснулись и,не в силах что-либо
исправить,покинули Землю.
В отсутствие мудрых и добрых божеств,сакральная власть перешла в руки
чудовищных демонов,порожденных человеческой жадностью и нетерпимостью.Уберите
экзотические имена Уицилопочтли и Тескатлипоки и вы получите новозаветный
рассказ о власти над людскими душами "князя мира сего".Для индейцев,как и для
европейцев,путь на небеса был отнюдь не закрыт - из этой юдоли скорби можно
было вырваться в горные выси.
О том,что землянам,независимо от их географического положения,были даны свыше
не только одни и те же идеи,но символика и формы культа,пишет в "Истории
империи инков" Инка Гарсиласо де ла Вега.Этот правоверный католик,а также
потомок правящей инкской династии,приводит филолого-теологические доводы и
пишет:"...короли инки и их амауты,которые были философами,шли с естественным
горением за подлинным создателем неба и земли,всевышним богом и господином
нашим...которого они называли Пача-камак;это слово составлено из пача,что
означает мир,вселенная,и из камак,являющегося причастием настоящего времени от
глагола кама,означающего оживлять,а этот глагол происходит от слова кама,что
означает душа;таким образом,Пача-камак - тот,кто вселяет душу в мир
или:тот,кто делает со вселенной то,что душа с телом...
Они (инки) относились к этому имени с таким великим почтением,что не решались
касаться его устами...Был у королей инков в Куско крест из ценного
бело-красного мрамора,который христиане называют яшмой...Инки-амауты
считали,что человек состоит из тела и души и что души были бессмертным духом,а
тело было сделано из земли,ибо они видели,что оно превращается в нее,и
называли его хальпа-касаска,что означает одухотворенная земля...Они верили,что
после этой существует другая жизнь - со страданиями для плохих и покоем для
хороших людей.Они делили вселенную на три мира:небо они называли Ханан Пача,что
означает высокий мир,куда,говорили они,уходили хорошие люди,награждаемые за
свои добродетели;они называли Хурин Пача этот мир зарождения и разложения,что
означает низкий мир;
они называли Уку Пача центр земли,что означает низший мир там внизу,в
котором,говорили они,остаются плохие,а чтобы дать ему более крепкое имя,они
называли его по-другому,а именно Супайпа Васин,что значит дом дьявола."
Так что нашествие испанцев в Америку было,на самом деле, лавиной
варваров,уничтожавших единоверцев.
Но вернемся к верованиям ацтеков,которые понятия не имели об инках,но были
убеждены в том,что души праведников,а также героев,павших на поле
сражения;убитых молнией и добровольно избравших жертвенный путь,после смерти
отправляются в солнечное царство Тлалокан.Души остальных низвергались в
Миктлан - мрачные подземелья.
Жрецы учили,что боги,создавая мир,безмерно страдали,а праведники,отдавая в
мучениях свое сердце,как бы возвращают эту боль.Да и кому не хотелось прервать
цепь земных страданий,чтобы,побыв в солнечном раю,вернуться к новой,куда более
счастливой,жизни.
В ацтецких кодексах знак "кровь" иногда заменился символом "драгоценный
камень" или даже - "цветок".Эту величайшую ценность жизни люди добровольно,с
помощью жрецов во время ритуальной церемонии на вершине пирамиды,возвращали
богам.Иногда убивали и воеенопленных.Еще за год до жертвоприношения среди
пленников выбирали самого красивого и высокого - отмеченного печатью богов,и в
течение последующего года жрецы обучали его властным и величественным манерам
правителя.Все окружавшие воздавали ему божественные почести.
В сопровождении большой свиты священнослужителей он прогуливался по
Теночтитлану,играя на флейте,а ацтеки его почтительно приветствовали.За месяц
до совершения ритуала для него выбирали четырех самых красивых
девушек,обязанных исполнять все прихоти избранника.А затем,как это и бывает в
человеческом существовании,наступал день смерти.В сопровождении торжественной
процессии обреченный на будущее блаженство шел к храму.Здесь он прощался со
своими женами,и восемь сановников,которые заботились о нем весь год,медленно
вели его вверх по широкой лестнице.На каждой ступени храма он переламывал
священную флейту.И вот он уже наверху.Здесь жрецы брали его за руки,а
первосвященник специальным ножом извлекал из его груди сердце.
Впрочем,уход в небеса не был столь уж обязательным.Для тех,кто ценил свою
жизнь,давали возможность сразиться с опытным воином-ягуаром.Правда,испытуемому
давали деревянный меч и к ноге привязывали тяжелый камень.Но,если он и при
таких условиях сумел одержать победу,то,значит,ему рано думать о перерождении
в новом теле и боги даруют ему еще несколько десятков лет страданий на этой
грешной земле.
Суровому испытанию подвергались не только мужчины,но иногда - женщины и
дети.Во время празднества первые из них,желавшие уйти от безрадостной
доли,принимали специальные наркотические средства и танцевали несколько
часов,после чего впадали в экстатическое состояние,переход из которого во
владения богини земли был практически незаметным и безболезненным.
Неисправимые,злые выродки,презревшие все более или менее суровые наказания,так
и не ставшие на путь добродетели,выбраковывались из общества и отправлялись на
"переделку" к богу плодородия Тлалоку.Этот ритуал совершался жрецами с болью в
сердце:детская смертность среди ацтеков была очень высокой и каждый выживший
ребенок был истинным даром небес,достойным впитывать лучшие достижение
древне-американской культуры.