МЕРЯНСКИЙ КОСМОС
Андрей Мерянин
http://merjamaa.ucoz.ru
Представляем Вашему вниманию
работы замечательного художника-этнофутуриста Андрея Мерянина (Merjan
Andrju):
[1]
[2] [3]
[4] [5]
[6] [7]
[8] [9]
[10] [11]
[12] [13]
[14] [15]
Андрей Мерянин
Профессиональный
художник-дизайнер.
Выпускник МГХПУ имени Строганова. Член Творческого Союза художников
России.
Несколько слов о себе и
этнофутуризме
Я называю себя этнофутуристом. Этнофутуризм как художественное
течение и мировоззрение на российских пространствах сформировался в
Удмуртии, лет 15 назад. Удмуртские художники-концептуалисты,
озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в
современность, воспользовались идеями, которые ранее сформулировали
эстонские художники. По этому Удмуртия по праву считается родиной
российского этнофутуризма.
Из Удмуртии идеи этнофутуризма довольно быстро распространились на
соседние финно-угорские регионы Мордовию, Коми, Пермь и дошли до
Восточной и Западной Европы. Но, хотя этнофутуристическому движению
уже два десятка лет, до сих пор не прекращаются дискуссии, что же он
собой представляет.
Вкратце основы этнофутуризма можно обозначить так: Это способ
выживания традиционной культуры, которая находится сейчас в глубоком
кризисе. Возникновение и развитие этнофутуризма это в какой то
степени подтверждение кризиса традиционной этнической
самоидентификации, который имеет место быть в России. Он является
отражением страха наших людей раствориться в массовой глобальной
культуре.
Постмодернизм конца 20-го века это пожалуй крайняя точка глобального
кризиса культуры. Для людей эпохи постмодерна нет абсолютных
ценностей, всё в жизни относительно. А если нет абсолюта, традиций,
то по поводу всего можно иронизировать, играть смыслами, смешивать
их. В итоге в основе постмодерна лежат тотальная игра, ирония и
конечно - профанация. Из этого глобального кризиса ищутся разные
пути выхода. Один из них - этнофутуризм. Для него главная ценностная
система находится в народной архаике, в предках, традиционном
мышлении, а значит нет места насмешке и цинизму. Этнофутуризм
переносит традиционную ментальность в современность, и сохраняет её,
используя современные средства выражения, информационные технологии,
современный дизайн, электронную музыку, новые социальные и
экономические модели. Появляется новая органика в которой разные
формы вплетаются друг в друга и возникает ритуальный подтекст.
Пожалуй современных этнофутуристов можно назвать шаманами 21 века. И
это не случайно, средневековый кудесник, шаман был философом,
врачом, психологом, жрецом и художником одновременно.
Корни российского этнофутуризма есть безусловно и в русском модерне
начала 20 века. . Например, картины Билибина – разве это не миф о
сказочно красивой богатырской финно-славянской России? Или
живописные сказки Васнецова, образы которых восходят к самым
архаичным корням нашей культуры…Это верно и потому. что Русский
модерн был ответом на опасность раствориться в западноевропейской
культуре, которая становилась нормой для российских городов того
времени.
Известно, что русских принято относить к славянским народам. Но
этническая основа любой нации всегда складывалась из огромного
количества народов и племен. Центральное положение при формировании
московитов-русских в средние века занимали финно-угорские народы
меря, мещёра, мурома. Они жили на обширной территории современных
Московской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Ивановской,
Костромской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской областей. На
основе раскопок мерянских древностей ученым удалось установить в
общих чертах границы проживания мери около тысячи лет назад. Они
включают обширные территории в верхнем течении Волги, в пределах
бассейнов таких ее притоков как Молога, Кострома, Которосль, Унжа и
все междуречье рек Волги, Клязьмы и Москвы. Именно здесь находится
сердце Московского государства — России, и здесь формировалось
этническое ядро нашего народа. Северо-Восточные княжества:
Ярославское, Переславское, Владимиро-Суздальское, Московское, где
позднее воссел Великий князь, полностью совпадают с границами
расселения народа Меря.
В нашу бурную эпоху глобализации и утраты своих корней всё больше
людей обращают свой взор в глубины древнего наследия — устное
народное творчество, художественное выражение самобытности, эпос,
мифы... Краеведение, легенды и мифы помогают нам постигать не только
историю, но и особенности мышления, мировоззрения наших предков, а
главное лучше познавать самих себя, впитывать вековые сокровенные
мысли нашего народа. Археология, накапливая бесценные памятники
материальной культуры, — орудия труда, утварь, украшения, оружие,
отвечает на вопрос: как, в каких условиях жили предки. Эпос и
фольклор отвечают на вопросы о внутреннем мире предков: о чём думали
и как воспринимали люди многообразный мир в отдалённые исторические
времена.
Моё творчество это обращение к своим родовым корням. Мне видится,
что осознание своих финно-угорских корней наряду с балтскими
позволит нашему народу наконец-то почувствовать себя не пришельцами
со степного Юга, или болотистого Запада, но исконными хозяевами
своей Земли и обрести наконец Духовную Целостность.
Также приглашаем Вас
посетить портал Merjan Andrju
http://merjamaa.ucoz.ru, который посвящен древнему
финно-угорскому народу Меря жившему в средневековье на территории
Московской, Владимирской, Ярославской, Ивановской и Костромской
областей. На сайте публикуются разнообразные материалы по
археологии, истории, мифологии, краеведению, языку народа Меря.
Добро пожаловать -
http://merjamaa.ucoz.ru
Адреса баннеров портала:
http://merjamaa.ucoz.ru/meryan_ban.jpg и
http://merjamaa.ucoz.ru/meryan_ban_smol.jpg