Копирование материалов
сайта
www.curanderos.ru,
а также их размещение на других
сайтах разрешается только при условии установки активной
гиперссылки на сайт
www.curanderos.ru
.
Материалы, размещенные на данной странице, являются объектом
авторского права.
Ритуальные маски
Маски народов мира
Берснев Павел
Что обычно представляется современному человеку, когда он слышит слово "маска"?
Может быть - шумный и красочный карнавал, современный хэллоуин
31 октября накануне Дня всех святых, корпоративная вечеринка,
новогоднее шоу... ну, может быть еще возникнет ассоциация с
музейными экспонатами или частью интерьера квартиры или
ресторана с экзотическим дизайном, в этническом стиле.
Однако в традиционных культурах маска
имела иное предназначение. И прежде всего маска была
неотъемлемой частью священных ритуалов. Маска имела
магическое предназначение. Жрец, священник или иной участник
ритуала, надевая маску, сам превращался в того, кого
представляла маска. "Актер" Магического Театра перевоплощался в
мифического героя, духа или бога.
Слово "маска" происходит через
французское masque от итальянского maschera или
испанского máscara. Вполне возможно, что те в свою
очередь берут начало из латинского mascus, masca
- что означает "призрак", и арабского maskharah - "шут",
"человек на маскараде".
Кстати, слово "персона" имеет не только
хорошо всем известное современное значение в смысле
личности, индивидуальности, отдельного человека. Это слово
πρόσωπον обозначало в древнегреческом театре "маску",
которую надевал актер. В дальнейшем "просопон" наряду с другим
словом "ипостась" стали основными "техническими терминами"
христианского богословия. "Просопон" и "ипостась" играют
центральную роль в развитии богословского учения о Троице и
Иисусе Христе как одном из проявлений Бога (христология) в
дебатах с четвертой по седьмой века. Идея "маски-персоны"
перекочевала и в психологию. Юнг подразумевал под этим термином
роль человека, его "маску", которую тому приходится надевать под
давлением общества и внешних обстоятельств. Так "персона-маска"
стала "публичным лицом", обращенным к другим "персонам-маскам".
Общество в таком контексте тоже оказалось Магическим Театром
Жизни, только в этом Театре, далеко не каждый выбирает свое лицо
осознанно. И далеко не у каждого лицо что-то выражает... ну,
разве что условный "смайлик".
Однако вернемся к традиционной маске. В
далекие архаические времена считалось, что маска помогает шаману
в далеких путешествиях в иные реальности, или как сказали бы
сейчас, маска помогала ему входить в измененное состояние
сознания, или транс. Маска нужна была практически в любом
ритуале (в некоторых культурах роль маски играла раскраска лица
или татуировки) - от инициации юношей (вхождение их во взрослую
жизнь), до сельскохозяйственных календарных праздников для
увеличения урожая и удачи на охоте.
Теме масок посвящено несметное
количество литературы. Среди классических трудов наиболее
известна работа Клода Леви-Стросса "Путь масок". В 1994 году по
мотивам комиксов был снят фильм "Маска" с Джимом Керри в главной
(и самой его звездной) роли. Магическая сила и мощь маски
проявилась, когда главный герой случайно обнаружил ритуальную
маску некого божества "Локи", отдаленно напоминающего трикстера
Локи (обманщик, двойственная фигура, имеющая как "добрые", так и
"злые" черты, одновременно герой и злодей) из
германо-скандинавской мифологии.
Берснев Павел
Из Википедии: театральные маски известны в разных
культурах и у разных народов:
Статьи о масках
Галерея масок
Здесь мы будем размещать и обсуждать
наиболее яркие и интересные маски народов мира.
Более подробно об этой
маске >>>
Более подробно об этой
маске >>>
Более подробно об этой
маске >>>
Более подробно об этих масках
>>>
Ритуальные маски
индейцев Северной Америки >>>
Более подробно об этой
маске >>>
Копирование материалов
сайта
www.curanderos.ru,
а также их размещение на других
сайтах разрешается только при условии установки активной
гиперссылки на сайт
www.curanderos.ru.
Материалы, размещенные на данной странице, являются объектом
авторского права.