Уичоли на Юкатане
Армина Вольперт
Источник
Помните путешествия Карлоса Кастаньеды сквозь пространства под руководством
Дона Хуана и благодаря кактусу-пейоте? Голубой цветок,
существующий во многих плоскостях и формах. Путь сквозь пространства
сопровождается сменой цветов и узоров, мотивы которых, позже, по возвращении,
вы увидите в россыпи цветных бусинок браслетов и поясов. Цветок превращается в
оленя, переливающегося в змею. Он может быть вашим защитником и союзником. Он
всегда учит. Особенно, когда вы посвящаете ему жизнь.
Есть люди, для которых путешествия сквозь пространства времени
это цель жизни и ее форма. Это то, что сохраняет их древнюю историю и
традицию, это то, что заставило выжить в кровавой истории испанской конкисты.
Уичоли - это одна из самых сохраненных
этнических групп Мексики. Сегодня их относят к району современных штатов:
Халиско, Наярит, Дуранго и Сакатекас. Существует пять основных поселений:
Tuxpan de Bolanos, San Sabastian Teponahuastla, Santa Catarina,
San Andres Comiata и Guadalupe Ocotan. Но их дух ищет
приключений, заставляет постоянно двигаться и создает потоки движущихся мужчин
с одного берега реки на другой, из одной долины в другую. Это движение
объясняется традицией уичолей обязательно посетить в течении своей жизни «пять
священных мест». Они переходят с места на место, создавая впечатление
повсеместного присутствия. Они выходят в месячные странствия до штата San
Luis Potosi, в ритуалах сбора и принятия пейоте. Они собираются «на своей
земле» только в связи с важным праздником или к началу сезона дождей, чтобы
подготовиться с посеву кукурузы.
Уичоли говорят на языке, который уходит корнями в
юто-ацтекскую и наутльскую группу языков.
У уичолей есть четко сформированное представление о
собственной уникальности. Они называют друг друга «wuixarica»,
или «дети солнца», а всех нас - "tehuris" - «белые» или
«соседи».
Их можно увидеть почти во всей Мексике. Но страннее всего их
было видеть в Канкуне.
Если можно представить себе неэзотерическое место в Мексике,
то это - Канкун. Это никак не умаляет его преимущества, как курорта, но за
Мексикой надо выезжать за пределы города.
Представьте себе, ярко разряженных индейцев, в бело-красных
одеждах, в шляпах с перьями и бусинками, на фоне накачанных, зататуированных
тел американских туристов в майках Gold Gym. Мы встретили уичолей в
аэропорту Канкуна. Выяснилось, что они прибыли для сбора средств в пользу
своей общины. По доброй традиции, мы в ту же ночь организовали встречу в бане,
в Темаскале
(индейская баня).
Это была самая длинная ночь моей жизни. Она началась с
подробного объяснения ритуала. Выяснилось, что его будет проводить
Маракаме - или шаман, духовное лицо, в обязанности которого входит
проведение всех церемоний. Это право он получает по наследству. Маракаме
также проводит ритуалы физического и духовного очищения. Есть разные виды
специализаций маракаме-лекаря: костоправ, «высасывающий инфекции» - лечение
инфекционных заболеваний, «дымовики» - лечение любых видов заболеваний
посредством дыма различных видов табака. Есть также «певуны» (cantador),
которые могут включать любую из предыдущих форм.
Нашего
Маракаме сопровождал помощник и темаскалеро (банщик). Мы стояли вокруг
костра, легкое волнение и запах ладана окутывали нас. Маракаме светился в
темноте белизной своей церемониальной одежды: длинная белая рубашка (kutuni)
с вышивкой в виде красных птиц (у помощника - красные олени) и вырезанными по
внутренней части рук рукавами, широкие белые штаны, доходящие до щиколоток (huerruri),
тоже с вышивкой, tubarra - повязанный вокруг шеи платок и
rupurero - соломенная шляпа с голубиными перьями и узорами из цветных
бусинок. Шляпа произвела на меня гипнотическое впечатление: маракаме
начал говорить и бусинки начали медленно раскачиваться в такт его речи. Это
завораживало и не давало возможности от него отвлечься. Его речь была
странной, прерывистой. Он медленно подбирал слова, и было ясно, что испанский
для него - не родной язык. Основное указание для нас было - не бояться. От
этого стало еще страшнее. Нас готовили к приему «лекарства».
«Лекарством» назвали пейоте, т.к. слово «пейоте» - это слэнг и
неуважение, как объяснил нам помощник маракаме.
Сначала был Темаскаль. Мы парились и пели, вдыхая
аромат ментола и эвкалипта. На пике потения, обмазались медом и столетником,
счастливые и сладкие обмылись водой из колодца. Мы были готовы «к лечению».
Пока мы парились, маракаме готовил алтарь: расстелив цветной
ковер на земле, он перекладывал пучки перьев и свечки. Доставал разные
пакетики из цветных сумок - пейотерас.
Дальше, по одному, нас приглашали подойти к Маракаме и
получить свою порцию лекарства. Это был сладкий напиток с очень горьким
порошком. «Не бояться и принять...» - твердила я про себя слова Карлоса
(помощника), принимая дрожащими руками, освященный Маракаме, напиток.
Маракаме
сел на землю, лицом к алтарю. И песня начала подниматься над костром вязкой и
заволакивающей мелодией. Это был странный язык, непевучий и певучий
одновременно, он не ассоциировался ни с одним языком. На этом этапе я еще
искала ассоциации, я хотела запомнить слово, слог, припев. Тщетно.
Песня длилась семь часов. Казалось, приближается момент
погашения звуковой волны, но нет...снова и снова мелодия оживала. Несколько
раз, за эти семь часов, я была на грани срыва и, даже, ярости. Но стоило опять
вслушаться в бесконечную вязь этой бесконечной песни, и можно «двигаться
дальше».
Мне казалась, что «лекарство» прошло мимо меня, ведь мне
хотелось таких банальных вещей как одеяло, душ. Помню, несколько раз я
истерически выходила из круга, пытаясь скинуть с себя наваждение усталости,
холода и злости. Мир не реагировал. Вернее, не реагировал на меня. Началась
рвота. Гениальный способ привлечения внимания. «Рвота - это очень хорошо»,
сказал Карлос и вложил мне в ладонь большой кристалл. Закрыл ладонь и вернулся
к костру. Стало легче, я чувствовала как вся ярость уходит в кристалл, сжатый в
ладони. Когда через 4 часа я разжала ладонь, камень кипел.
Плохо помню как начало светать. Мне казалось, что кроме
бессилия, притупленной злости и усталости, нет ничего в мире. Люди начали
медленно двигаться, я их не узнавала. Каждый один на один в борьбе этой ночи.
И вдруг....я не сразу поняла, что так изменилось в мире - Маракаме
прекратил свою песню. Пришло утро. И тут начался странный оптический эффект.
Все стало выпуклым и цветным. Все деревья, листья, цвета - выпуклые. Такого
буйства красок леса не было раньше в моей жизни. Я пыталась время от времени
закрывать глава, «тушить» интенсивность цвета. Это не помогало. Сила цвета
исчезла сама, через сутки.
В первые часы после восхода солнца Маракаме лечил. Он
проводил пучком перьев по сидящему человеку, время от времени припадая к концу
перьев, как к трубочке, «пил» из них, «высасывал инфекцию». Потом подходил к
костру и, вынув изо рта маленький камешек, отдавал его огню.
Добравшись до одеяла и душа, оказалось, что усталость куда-то
улетучилась, спать не хотелось. И сегодня, через месяц, подумываю, не
присоединиться ли к походу маракаме в Виракоче (земля
обетованная уичолей), куда они отправляются в феврале. Не хотите ли и вы к ним
присоединиться?
Источник