Экспедиция в Южную Америку
(бассейн реки Укаяле)
Источник:
ФОНД ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В.А. КЕТКОВИЧ
путешественник,
директор Фонда этногеографических исследований,
действительный член Русского географического общества
Пристань в поселке Аталая
Экстремальное начало
Это рассказ о самом необычном путешествии, предпринятом автором
совместно с Анатолием Хижняком летом 1997 года. Целью этой
поездки было исследование современного состояния первобытных
индейских культур, проживающих в бассейне реки Укаяле и до сих
пор мало контактирующих с белыми людьми.
С самого начала поездки случилось много передвижений. Для того,
чтобы прибыть в интересующие нас места, пришлось из столицы Перу
Лимы купить билет на автобус до города Пукальпа. Поездка заняла
всю ночь и запомнилась холодами – чтобы попасть из Лимы в
Пукальпу, необходимо было перевалить через Анды, где абсолютные
высоты даже на перевалах достигали 4000 метров над уровнем моря.
Если бы не шерстяные пледы, приобретенные в Лиме, думается, к
утру в Пукальпе мы были бы насквозь простужены – даже под пледом
на самых высоких перевалах я дрожал от холода, как осиновый
лист. В Пукальпе мы купили авиационный билет до Аталаи – этот
городок расположен на берегу реки Укаяле. Аэропорты как в
Пукальпе, так и в Аталае не поразили нас современным оснащением,
к тому же лететь пришлось на военном самолете, предназначенном
для выброса десанта и из-за постоянной сильной тряски внутри
фюзеляжа мы были в принципе готовы покинуть воздушное судно,
если бы имели за плечами парашуты. Дискомфорт перелета несколько
компенсировали прекрасные виды Укаяле, гигантскими меандрами
извивающейся под нами среди зеленого тропического леса. Наконец,
в Аталае мы вновь купили билеты – на этот раз на корабль,
отправляющийся вниз по реке. Команда корабля по-дружески
посоветовала нам спрятать нашу видео и фотоаппаратуру подальше –
на этом участке Укаяле случались случаи пиратства – речные
разбойники, вооруженные огнестрельным оружием, могли захватить
корабль и досмотреть содержимое груза. К счастью, наше плавание
прошло без эксцессов и через 12 часов мы, наконец, прибыли в
конечный пункт путешествия, поселок Пируми. Но даже здесь мы
задержались лишь на сутки – познакомившись с Виктором, сыном
влиятельного шамана Бернардо из племени Пиру, мы на следующий
день отправились дальше вниз по Укаяле – правда, на этот раз на
деревянной долбленой пироге и без билета. Нам повезло – Виктор
как раз отправлялся в свою родную деревню, навестить семью и
отца, а также многочисленных родственников – по его словам, по
отцовской линии, у него было 8 братьев и 7 сестер.
Первые контакты с индейцами
В деревне, где Виктор носил звание «хефе», то
есть старосты, нас поначалу встретили недружелюбно. Индейцы,
вооруженные луками и карабинами, стали выяснять цели нашего
визита. Немало времени прошло, прежде чем Виктор сумел убедить
соотечественников, что наша небольшая группа преследует лишь
научные и познавательные цели. Недовольно переговариваясь,
народные ополченцы разошлись по хижинам, мы же остановились в
доме Виктора, где он жил с семьей и несколькими детьми. Вечером
того же дня к нам пришла делегация из деревни с другого берега
реки, которая попросила нас ни под каким предлогом не
переплывать реку – жители деревни на другом берегу, узнав о
нашем прибытии, решили, что мы либо охотники за игдейскими
головами (Говорят, подобные сувениры – вываренные в травах
уменьшившиеся головы без черепной кости, набитые травами и
сохранившие выражение лица обладателя, до сих пор можно
встретить на нелегальных рынках Перу), либо пришли забрать
индейский жир – шаман той деревни сказал жителям, что на этом
жиру летают самолеты – железные птицы. Нам было объявлено, что в
случае пересечения реки наша группа будет атакована. Внимательно
выслушав мнение делегации, мы сочли за благо принять их
требование и воздержаться от визита в эту деревню, даже с
просветительскими целями – например, рассказать, что самолеты
летают на керосине.
Между тем, надо было осваиваться в нашей деревне, где Виктор
исполнял роль старосты. На следующий день мы отправились на
центральную площадку в деревне и разложили там кое-какие
сувениры, которые привезли с собой из Москвы. Были там и
рыболовные крючки, и лески, и сети, зажигалки и перочиные ножи –
короче, вещи, которые могут сгодится в хозяйстве в
экваториальном лесу. Когда нас окружили жители деревни, Виктор
объяснил им, что это разложены подарки. И тут индейцы
заулыбались и принялись забирать их. Интересно, что при этом
особенно усердствовали вооруженные люди, вчера с вечера
выражавшие неудовольствие по поводу нашего прихода – они
похлопывали нас по плечам и говорили «Амиго» - видимо, считая,
что вчера мы вышли на определенный уровень доверия друг с
другом. После этого политического хода наши отношения с
индейцами стали налаживаться. Нас пригласили в одну из хижин,
где в деревянном бочонке поспела масата – пьянящий напиток из
толченой маниоки, по крепости не уступающий хорошему пиву.
Подавали ее в мисках, сделанных из половинок высушенных тыкв.
Поначалу, вспомнив, что для закваски и стимуляции брожения, в
бадью с масатой проходящие мимо индейцы могут и плюнуть, мы
попытались отказаться от угощения – но не тут то было.
Участвовавшие в церемонии раздачи подарков индейцы очень хотели
отблагодарить нас, чем бог послал – и после недолгих уговоров мы
опрокинули по тыквочке. Напиток оказался на вкус
кисло-крахмальным и слегка газированным. После второй тыквы мы
окончательно стали своими. Пиршество прервал тропический ливень
– каждый день он обрушивался на поселение около полудня и
загонял жителей по хижинам.
Виктор демонстрирует растения сельвы
Вечером того же дня Виктор, отличный знаток
лесных растений, демонстрировал нам принесенные из леса трофеи и
объяснял, для чего они применяются в народной индейской
медицине. Были в коллекции Виктора растения, спасающие от укуса
змей, от расстройства живота, от нарывов и язв, от радикулита и
костных проблем . Следует отметить, что несмотря на большое
количество лекарственных растений, которыми тропический лес
снабжает индейцев, обычных лекарств в сельве все равно не
хватает и смертность в удаленных от цивилизации деревнях
достаточно высока. Были в коллекции Виктора и совершенно
особенные растения, он назвал их волшебными и сказал, что они
помогают ему и особенно его отцу, шаману Бернардо общаться с
миром духов. Соком одного из этих растений, туве, Виктор угостил
меня, причем выпив всего одну чайную ложку, я увидел старосту
деревни в виде яркого звероподобного демона, который постоянно
видоизменялся и переливался различными цветами радуги.
Воздействие не было продолжительным, однако Виктор пообещал, что
если повезет, мы сможем попробовать отвар из лианы айяваски,
самый сильный психоделический наркотик, известный в сельве,
который шаманы используют во время своих церемоний. Виктор
признался нам, что его отец Бернардо собирается в скором времени
изготовить такой отвар, чтобы излечить одного тяжело заболевшего
человека.
Однако Бернардо жил в соседней деревне на самом берегу Укаяле и
прежде, чем я расскажу о церемонии употребления айяваски,
хочется поделиться некоторыми наблюдениями за жизнью индейской
деревни.
Деревня Пируми
Само поселение располагалось на расстоянии
около километра от реки, и, несмотря на это, все дома в поселке
стояли на сваях. Это связано с тем, что во время сезона дождей
Укаяле поднимается и затапливает соседние земли. Мы не застали
половодья, но индейцы рассказали нам, что в это время на
«палубах», дощатых полах хижин, живут не только индейские семьи,
но и домашние животные – свиньи и собаки, куры и утки. Друг к
другу в гости индейцы в период разлива плавают на лодках,
практически под каждой хижиной располагалась долбленая из ствола
дерева пирога. В случае необходимости пирогу переносили на реку.
Для передвижения на пирогах индейцы используют весла, мотор –
большая редкость. Так, в нашей деревне числом домов около
тридцати мотор был лишь у Виктора и еще пары людей. Собственно
дома состояли из плетеных стен, образующих несколько комнат ,
пола на сваях и крыши, покрытой соломой или листьями банана. В
центре поселения располагалась площадка, на которой проходят
собрания жителей. По вечерам на площадке иногда устраивались
танцы под аккомпанемент народных инструментов – флейт и
сампсонио, днем там играли дети. Вокруг деревни лес был
выкорчеван, там были устроены плантации бананов и маниока –
основной пищи индейцев Пиру и Ашанинга. Помимо растительной еды,
индейцы охотно включают в рацион мясо тапиров (в случае успешной
охоты) и рыбу, а также иногда забивают свиней и домашнюю птицу.
Одежда индейцев сотояла из секонд-хенда, подержанные вещи
привозили из Аталаи и других крупных населенных пунктов вдоль
Укаяле. Одежда из листьев осталась лишь у самых диких племен,
которые проживают в глубине сельвы и вообще не связаны с
цивилизацией. Такие племена не подпускают к себе и не общаются
даже со своими окультуренными сородичами. Индейцы Пиру и
Ашанинга, среди которых мы провели около месяца, все таки имеют
контакты с цивилизацией, поскольку их деревни расположены вдоль
реки.
Религиозная жизнь и система образования
В одной из соседних деревень мы обнаружили
церковь. Представители религиозной общины называли себя
адвентистами седьмого дня – именно эти миссионеры в свое время
организовали здесь приход. Начав проповеди, священнослужители
первым делом запретили индейцам есть сомов. Объяснили это тем,
что безкостные рыбы – грязная пища, не угодная Богу. Потом, во
время гражданских волнений и партизанского движения Исиндеро
Люминоса в этих краях стало неспокойно, и миссионеры собрали
свой скромный скарб, рацию и исчезли в неизвестном, но
безопасном направлении. После ухода проповедников индейцы
потихоньку снова начали есть сомов – сначала украдкой, с
оглядкой на церковь (там остались местные наместники), а потом и
в открытую. Сейчас сомов вновь едят повсеместно – и
неудивительно, ведь Укаяли богата различными видами сомиков, а
мясо у них вкусное и почти не имеет костей.
В нашей родной деревне уже несколько лет существовала школа. Она
имела единственный класс, оборудованный доской и несколькими
партами, прочие сидячие места находились прямо на земляном полу.
Единственный учитель, прибывший из Аталии, учил всех желающих
испанскому языку и арифметике, причем занятия посещали наряду с
детьми взрослые женщины. Мужчины, видимо, считали обучение
недостойным для себя занятием. Вообще, на простом испанском
могли разговаривать многие индейцы, хотя между собой все
общались на языках Ашанинга и Пиру. Учителя заслала в деревню
организация по Защите прав Аборигенного населения Южной Америки.
Наряду с образовательной миссией, эта организация осуществляет
материальную помощь индейцам и решает различные юридические
вопросы.
Между тем, несмотря на присутствие церкви и начальной школы,
среди относительно изолированных индейских племен бассейна реки
Укаяли до сих пор развит традиционный шаманизм. Сами шаманы
делятся на колдунов, прибегающих к помощи злых духов и в
основном занимающихся черной магией и брухос – лекарей, или
белых шаманов. К последней касте принадлежал отец Виктора
Бернардо. Мы познакомились с ним примерно через неделю после
прибытия в деревню Виктора и договорились о видеосъемке обряда
исцеления с использованием айяваски. Бернардо жил в деревне,
практически полностью населенной его детьми и их супругами.
Точное количество всех детей, внуков и правнуков этого бодрого
70-летнего старика осталось невыясненным, но около пятнадцати
детей от трех жен действительно присутствовали в деревне. Жены у
Бернардо сменяли одна другую по мере старения и утраты
способности к деторождению.
Обряд
употребления айяваски
Сам обряд употребления айяваски, называемой
еще среди индейцев лианой ягуара или лианой мертвеца, имеет
давнюю историю и до сих пор актуален в шаманской практике.
Происходит он обычно ночью, чтобы не мешал солнечный свет и
звуки дня, считается, что ночь – время, когда духи леса лучше
выходят на контакт. Перед тем, как начать лечение с помощью
айяваски, Бернардо уже в зрелом возрасте прошел курс обучения у
старого айяваскера. Для этого они ушли в сельву и жили там в
уединенной хижине несколько месяцев, употребляя отвар и
совершенствуя знания. Вернувшись в деревню, Бернардо начал свою
практику и вскоре сам самым влиятельным шаманом в тех местах –
на сеансы лечения к нему люди добирались иногда за сотни
километров. Считается, что при помощи этой лианы можно лечить
как психические, так и физические заболевания.
Неправильное употребление
Мое первое знакомство с самым сильным
препаратом Южноамериканской сельвы случилось незапланированно и
прошло не по сценарию. Однажды утром я сидел в доме Бернардо и
наблюдал за жизнью деревни. Сам старик куда-то отлучился, а
Анатолий пошел в нашу деревню за аппаратурой. И тут передо мной
возник Виктор, перехвативший с утра несколько тыквочек с масатой.
Увидев меня, Виктор вспомнил, что мы собирались попробовать
отвар лианы. –Будешь айяваску? – спросил он. Честно говоря, не
помню, почему я не отказался, вероятнее всего, из вежливости.
–Наливай – ответил я сыну шамана. Виктор ушел в дом и появился
обратно с красным ведром, в котором колыхалась коричневая
жидкость. Налив мне стакан, он улыбнулся. Из исследовательских
соображений я выпил жидкость до дна. На вкус она оказалась
густой и очень горькой. Минут десять ничего не происходило, лишь
домочадцы Бернардо и Виктор поглядывали на меня, улыбались и
перешучивались между собой. Наконец, меня пригласили за
обеденный стол. Подавали горячий суп из сома. Все обедавшие с
нескрываемым интересом смотрели в мою сторону. Помню, горячая
ложка супа медленно прокатилась у меня по пищеводу и я
почуствовал себя плохо. Мне захотелось прилечь и я лег на
циновку недалеко от входа. После этого несколько часов со мной
происходили странные и необъяснимые вещи. Внутренним видением я
увидел перед собой круг, напоминающий календарь древних майя,
только все фигурки в нем были одушевленными и двигались, при
этом внешнее и внутренние кольца круга вращались в разные
стороны. После этого я познакомился с духами леса, это были
быстро сменяющие друг друга, мимолетные, но очень сильные
видения. Помню, в какой то момент я увидел перед собой морду
ягуара, который смотрел мне прямо в глаза не мигая и шевелил
кончиками ушей. После этого я неожиданно попал в мезозойский
период и стал одним из диплодоков, пасущихся на берегу какого-то
лесного озера. Помню, я тщательно пережевывал корешки, добытые
из-под воды. Тема истории земли сменилась космическими сюжетами
– я ощутил себя парящим среди звезд, где-то далеко была родная
планета. Во время этих галлюцинаций в глаза мне бил солнечный
свет, я открывал их, но легче от этого не становилось – белые
кучевые облака, собравшиеся на небе, жили своей напряженной
жизнью – там разворачивались сюжеты древнегреческих мифов,
бились какие-то атланты и герои. Наконец, я превратился в
анаконду и поплыл по реке. Возможно, это была Укаяли. Интересно
то, что большинство из этих образов я видел впервые в жизни,
айяваска несомненно подключила меня к какому-то информационному
полю, заполненному разного рода сюжетами, образами и картинами.
В добавок к солнцу, правильно усваивать информацию мне мешали
кричащие вокруг куры и утки, лаявшие собаки, где-то подо мной
хрюкала свинья, вокруг радостно кричали дети, смеялись взрослые.
Вывел меня из этого необычного состояния сознания Бернардо,
вдохнув мне несколько раз в нос табачный дым. Я пришел в себя,
стал осознавать окружающую действительность, но до конца дня
меня преследовала слабость. К тому же, мозг мой настойчиво
пытался выяснить, что же это такое я увидел.
Правильное употребление
Вечером следующего дня мы участвовали в
правильной церемонии употребления айяваски – к Бернардо пришел
пациент, страдающий сильными болями в животе. Весь день мы
варили лиану – это оказался интересный и трудоемкий процесс. Мы
фиксировали все происходящее на видеокамеру, впоследствии мы
выпустили на основе этих материалов фильм, который называется «Окайно
Ягуа» и который можно приобрести в Москве в магазине «Путь к
Себе». Лиана айяваска росла недалеко от деревни, для
приготовления отвара Бернардо взял два взрослых стебля толщиной
в несколько сантиметров и несколько метров в длину. Затем стебли
нарубили на куски. На срезе лианы были видны знаки, образованные
волокнами и напоминающие следы ягуара. Затем нарубленные куски
лианы долго толкли камнями – пока они не превратились в лыко. В
таком виде айяваску засунули в котел, добавили какие-то листья и
принялись варить.Варили ее около шести часов, пока жидкость не
уварилась. Остатки, собственно зелье, слили в уже знакомое мне
красное ведро. Вечерняя церемония проходила на той же веранде.
Перед началом Бернардо накрутил сигарет из табака, приготовил
несколько священных камней. Один из них по форме напоминал
голову человека, второй – летучую мышь, третий являлся каменной
трубкой. Бернардо объяснтл нам, что все эти камни помогают ему
призывать духов сельвы. Употребили в тот вечер лиану сам шаман,
пациент и Анатолий. Я решил воздержаться, предпочтя работать с
видеокамерой. Сам процесс излечения проходил в основном
незаметно – Бернардо и пациент, лежа рядом, тихо
переговаривались между собой, старик напевал какие-то мелодии.
Только один раз он наклонился к животу пациента и сделал
несколько пассов руками. Интересно, что когда Бернардо взял в
руки камень, напоминающий летучую мышь, над верандой бесшумно
пролетели несколько вампиров. В ту ночь излечился и Анатолий –
он к тому моменту около недели мучился с острой зубной болью,
после же сеанса айяваски боль прошла. Как рассказал мне
впоследствии Хижняк, он сам руководил процессом излечения – он
попал внутрь своего тела, обнаружил там потоки, состоящие из
муравьев и других мелких насекомых и направил этот поток к
больному зубу. Боль представлялась ему в виде пылающего угля,
который после контакта с потоком внутренних насекомых потух.
Стоит ли говорить, что пациент Бернардо проснулся с утра сияющим
и здоровым! Впоследствии мы с Анатолием еще несколько раз
эксперементировали с лианой, правда принимая меньшие дозы, и
Хижняк даже приобрел духа-помшника, ягуара, который давал ему
способность видеть ночью как днем.
Рыбалка с применением лука
Индейская рыбалка
На охоты с индейцами мы не выбрались, зато
приняли участие в рыбалке. Способ, который применяют для ловли
рыбы индейцы Ашанинга и Пиру, распространен по всей Амазонии.
Главной снастью здесь также является лиана, только друга,
ядовитая. Ее тоже срезают и дробят камнями, затем несколько
мужчин племени перегораживают русло одной из впадающих в Укаяле
речушек плетеной изгородью, а сверху по течению в воду
опускается лиана. Через несколько минут вся рыба, находящаяся на
этом участке реки, засыпает и всплывает – остается собрать ее
руками. Вторым способом рыбалки, требующим определенной
сноровки, является охота с помощью лука. Индеец со луком и
стрелой входит в воду и замирает там, а затем, увидев крупную
рыбу, стреляет в нее.
Улов
Последние впечатления, отъезд
Луки до сих пор широко распространены среди
индейцев ашанинга и пиру. Интересно отметить, что наконечники
стрел бывают трех видов – острые с зазубринами для охоты на
лесную дичь и для военных целей, в виде раздвоенного гарпуна для
рыбалки и, наконец, с тупым набалдашником для охоты на лесных
птиц. Птиц, особенно попугаев, индейцы не убивают, а оглушают,
чтобы потом подрезать им крылья и использовать в качестве
домашней живности.
Наше пребывание в сельве среди индейцев постепенно подошло к
концу. В один из последних дней, бредя по лесной тропинки от
одной деревни к другой, мы подошли к старице – и неожиданно
увидели в нескольких метрах от себя крупного аллигатора. Он тоже
заметил нас и нехотя плюхнулся в воду. Пожалуй, нет на земле
места, так насыщенного жизнью, как влажные экваториальные леса
бассейна Амазонки – в различных формах она встречается везде и
постоянно. Интересной была также встреча с муравьями – идя по
тропе, мы вдруг услышали вокруг тихий топоток. Приглядевшись под
ноги мы увидели, что стоим посреди зеленого бегущего ручья.
Оказалось, это муравьи, которые нарезали на деревьях кусочки
листьев, несли их в свой муравейник. Так они готовили запасы
пищи – сложив листья в специальное хранилище, муравьи собирались
ферментировали их слюной и получить лакомое блюдо.
К моменту отъезда из деревни Виктора мы стали прямо-таки членами
индейской общины. Уверенные, что мы скоро вернемся, индейцы
назаказывали нам подарков, Бернардо пожелал нам крепкого
здоровья и налил в дорогу бутылочку айяваски, Виктор весь
светился от счастья – ведь это он привез таких редких гостей.
Провожать нас приехали даже несколько жителей из деревни на
другом берегу Укаяле – той самой, появляться в которой нам было
категорически запрещено в самом начале. Оказалось, что общаясь с
жителями «наших» деревень, они убедились, что не так страшен
черт, как его малюют и что шаман не всегда прав. Приглашали даже
заглянуть к ним перед отплытием на тыквочку масаты. Мы, однако,
отказались. Вскоре быстрая пирога Виктора понесла нас обратно в
Пируми по зеленоватым водам Укаяли.Материал в сокращенном виде
опубликован в газете «География» за , на основе видеосъемок
вышел документальный фильм «Окайно Ягуа»