Перу, Мексика, Южная, Центральная Америка - Клуб Мистических Путешествий

Главная страница | Путешествие в Перу | Путешествие в Непал | Путешествие в Индию | Путешествие в Тибет | Контакты

Подробнее о программах нашего Клуба Вы можете узнать, написав нам по адресу: club@curanderos.ru


Материал сайта "curanderos.ru". При полном или частичном использовании материалов в интернете активная ссылка на «curanderos.ru» обязательна.

Программы путешествий в Перу

Ближайшее путешествие в Перу

Видение, сон и психотропные вещества

Из книги Элке Мадер «Превращения Силы. Личность, миф и видение в обществе шуар и ачуар».

Сокращенный перевод с испанского: Андрей Шляхтинский

 

 Источник: http://www.mesoamerica.ru

«Топливо» для видения

«Можно сказать, что как керосин заставляет летать самолеты, так и эти растения заставляют двигаться arutam» (Алехандро Тсакимб, Утунгус, 1991).

Для того чтобы стимулировать видения, шуар прибегают к помощи различных видов психотропных растений, употребление которых сочетается с голоданием, предполагающим большое напряжение как физических, так и психических сил. Человек, ищущий видения, должен отказаться от повседневной жизни и полностью сконцентрироваться на встрече с arutam [безличная сила, прим. переводчика].

Maikiua (Datura arborea) – наиболее сильнодействующее растение, как по психологическим эффектам, так и по воздействию на физиологию человеческого организма. Постэффекты употребления его могут продолжаться несколько суток.

Natem (Banisteriopsis caapi) используется в шаманских практиках, а также при поиске не шаманских видений. Эффекты его использования не столь сильны, как в предыдущем случае, и длятся, как правило, всего несколько часов.

Нередко видения намеренно вызываются и употреблением настоя tsaank – табака. Однако табак как таковой может присутствовать и на различных этапах поиска видений посредством питья maikiua и natem. Те люди, кто прежде уже имел видения, в определенных случаях могут встретиться с arutam, не употребляя психотропные вещества. В контексте опыта искусственно стимулированных видений имеет смысл отметить, что здесь часто наблюдается непосредственная связь между сном и прочими измененными состояниями сознания. Так, с одной стороны, во время поиска видений настой табака пьют перед тем, как отправиться спать. С другой, нормальные сны также могут рассматриваться и толковаться индейцами как часть видения.

 

Maikiua – Datura arborea

«Это растение, при помощи которого дьявол обманывает индейцев Перу, используя их для распространения лжи и суеверий. Люди, выпившие сок растения, становятся или безумными, или будто мертвые, и говорят, будто некоторые из них умирают оттого, что у них замерзает голова. Опьяненные напитком, индейцы видят тысячи абсурдных вещей и верят в них, как если бы те были правдой» (П. Кобо, 1653/1956: 91, цитата по: Шарон 1978/1980: 65).

«Когда пьешь maikiua, говорят старики, слышишь голос духа maikiua (maikiua aentsri). Это слова, которые появляются, и тут же пропадают. Говорят о том, как человек будет жить. Тоже происходит и тогда, когда пьют natem и табак, но иначе. Всего я пил 15 раз, но сейчас оставил это дело (Нунгуич, Утунгус, 1991).

Maikiua относится к роду Datura (Datura arborea или Datura suaveolens sect. Brugmansia), который включает в себя растения, способные провоцировать сильнейшие эффекты психотропного характера. Все они используются человеком в обоих полушариях. Что касается Южной Америки, то употребление maikiua распространено повсеместно. Шуар различают несколько типов maikiua, точное назначение и частоту использования которых мне не удалось определить с точностью. Это:

- Waimiaku maikiua: поиск видений взрослыми людьми, «чтобы видеть силы»;

- Tsunki maikiua: поиск видений взрослыми;

- Uchi maikiua: поиск видений детьми;

- Mama maikiua: лечение переломов.

Употребляют maikiua всегда после одного или двух дней поста. Срывают живое растение, снимают с него кору и отжимают сок, который затем пьют. Размер дозы зависит от возраста и телосложения человека.

Решение пить maikiua требует большого напряжение сил: один молодой индеец говорил мне, что когда он пил maikiua все его тело сотрясала дрожь, но затем он вдруг почувствовал огромный прилив сил и отвагу.

Через несколько минут после того, как сок выпит, наступает опьянение с изменением состояния сознания, которое продолжается от двух до пяти суток.

«Иногда, когда я пил maikiua, я ходил повсюду, и чувствовал себя счастливым. Ко мне приходили родственники и женщины и задавали мне вопросы. Я разговаривал с деревьями. Эти два дерева я видел как мужчин: я стоял здесь и разговаривал с ними. Когда ты с maikiua, то те, кого ты видишь, остаются несколько минут, пока ты разговариваешь с ними. А потом, как только замолкаешь, они исчезают. Затем все продолжается. Листья на деревьях становятся словно сверчки. Это как если бы ты сошел с ума, но это красиво. А вот эти срубленные стволы, один видит их как стариков, с белыми волосами, и может разговаривать с ними как с любым другим человеческим существом. Помню, один раз я разговаривал с маленькой старушкой, которая говорила так, как если бы находилась очень далеко. Затем пришли другие. Была маленькая лягушка, которая появилась как худая фигура. Я спросил ее, кто она и откуда пришла, но она исчезла. Потом появилось множество поросят, что означает, что однажды у человека будет много свиней. Также приходят друзья и разные вещи. Это как если ты рассматриваешь вещи одну за другой» (Густаво Тсакимб, 1991).

Только через два дня после употребления maikiua к Густаву Тсакимб вернулась способность нормально воспринимать действительность. То есть так, когда «лист» выглядит «как лист», а «обезьяна» – «как обезьяна». Без сомнения, на протяжении этого времени случаются периоды, когда люди, находящиеся под воздействием maikiua, «пьяные» (maikiua nampeku), воспринимают фрагменты нормальной реальности и с ними можно общаться.

Употребление maikiua почти всегда происходит в присутствии третьих лиц, которые имеют опыт использования психотропных средств, и чья духовная сила должна вносит свой вклад в позитивное видение. Одна из их задач заключается в том, чтобы придать силы опьяненному человеку, если у него начинают проявляться признаки страха. Они должны препятствовать появлению у человека негативных видений.

Присутствующие также должны препятствовать тому, чтобы человек рассматривал свое тело. Делается это из тех соображений, что человек в измененном состоянии сознания видит тело в виде скелета или черепа, а это предзнаменование его смерти.

Тот, кто находится под воздействием maikiua, не должен ничего пить, и еще одна функция присутствующих – смачивать губы и рот, чтобы у него не пересохло в горле.

Эффект, оказываемый maikiua на моторно-двигательный аппарат человека, может быть различным. Одни почти не способны пошевелиться и большую часть времени лежат. Другие же, напротив, делаются крайне возбужденными. В обязанности присутствующих входит пресекать излишнюю активность опьяненного человека, так как он может удариться или повредить себя. Иногда выпившего maikiua приходится даже связывать, что представляется весьма непростым делом. Особенно если учитывать экстраординарную физическую силу, которой обладают некоторые люди с измененным maikiua состоянием сознания. Густаво Тсакимб так описал это:

«С maikiua немедленно теряешь ясность сознания, не можешь устоять на ногах. Однажды, когда я пил maikiua, я хотел подняться, но мое тело было очень тяжелым, и я не смог. Чем больше стараешься, тем труднее подняться. Это как если бы ты был пьяным, не можешь держать равновесие. В тот раз я не мог встать два дня.

Но иногда бывает по-другому. Тогда мы говорим, что дух maikiua (maikiua aentsri) может увести человека. У maikiua такой же дух, как и у любого человеческого существа. Это может случиться, если поблизости никого нет. Всегда должен быть кто-нибудь рядом: мать, отец или брат. Случается, что человек может потеряться, а некоторые даже сходят с ума, особенно если прежде никогда не пили maikiua. Другие, напротив, очень спокойные, почти не шевелятся.

Помню, как я потерялся однажды. Кто-то увел меня. Он казался почти как человек, но это был все тот же maikiua. Внезапно я очнулся в лесу и услышал, как мои родные кричали и звали меня. Я ответил им: «Пойду, погуляю». Они пришли за мной, но им пришлось драться, чтобы вернуть меня» (Густаво Тсакимб, 1991).

Персонификации maikiua (maikiua aentsri) являются отображением его духовных качеств. Во время видений личности-maikiua неоднократно фигурируют как духи умерших (wakan iwianch’), которые также могут уводить и похищать живых людей. Таким образом, maikiua это не только средство, провоцирующее видения, но и некая духовная сущность, видимая человеком в измененном состоянии сознания и действующая согласно своим побуждениям. Эта сущность наделена специфическими силами и может проявляться в различных формах.

«У растение maikiua есть сила, и оно появляется в видениях как тень, как arutam. Кто-то видит его как отверстия или вытянутые линии, очень красивые. У этих вещей есть сила. Natem тоже имеет свою собственную силу. Каждое растение имеет особую силу. Сила растения похожа на силу arutam» (А. Тсакимб, Утунгус, 1991).

Maikiua – самое сильное из всех растений, используемых для получения видений. Оно высоко ценится индейцами шуар, так как при его употреблении видения приходят всегда. Продолжительный эффект воздействия maikiua также считается ценным качеством: чем дольше продолжается измененное состояние сознания, тем больше вероятность удачи в повседневной жизни человека. Это потому, что maikiua «любит» его. Поэтому у него появляется возможность получить достаточно силы для жизни в будущем.

 

Natem – Banisteriopsis caapi

Banisteriopsis caapi, более известная как «ayahuasca», широко распространена в амазонском регионе, и используется в различных ритуальных действах. Как галлюциноген, она обязана своими свойствами большому содержанию алкалоидов, а продолжительность ее воздействия на психику человека составляет всего несколько часов.

Стебли natem варятся в воде вместе с листьями yaji до тех пор, пока не останется густая мутная жидкость. Как и в случае с maikiua, перед употреблением natem желательно поститься или ничего не есть, по меньшей мере, за двенадцать часов. Эффект воздействия не является немедленным. Чаще сначала появляется дрожь во всем теле, сопровождаемая ощущением силы и проницательности. Визуальные и звуковые эффекты возрастают по прошествии времени, однако восприятие повседневной реальности полностью не утрачивается.

Те, кто не имеет привычки регулярно пить natem, как это делают шаманы, страдают, когда по прошествии часа после питья появляется тошнота и приступы рвоты. После этого человек оказывается в измененном состоянии сознания. В зависимости от дозы, опьянение сходит на нет через три или четыре часа, и видения утрачивают четкость, превращаясь в цветные изображения. Густаво Тсакимб описал эти свойства natem следующим образом:

«Когда ты с natem, видения сменяются как кино. Ты все видишь отчетливо. Когда пьешь впервые, то почти всегда видишь очень мало. Во второй раз видишь больше вещей, но в третий раз ты входишь в другой мир… Изображения от natem длятся недолго. Каждое проходит быстро, и человек должен быть очень сконцентрированным, чтобы распознать их. Ты видишь что-то, и оно тут же исчезает, уходит, и остается только в воображении. Затем появляется что-то новое. Это очень хорошо быть все время сконцентрированным, словно ученый. Это важно быть все время алертным и внимательным, потому что все очень быстро меняется… ты все видишь в насыщенных цветах, красный и желтый, полыхают и сверкают, блестят,…анаконда переливается разными цветами: красным, бирюзовым, желтым. Ты видишь, как цвета смешиваются. Все видишь иначе. Лист видишь не так, как обычно, но по-другому (…) В отличие от maikiua, у natem есть свой особенный голос, как будто пчелы жужжат или рой комаров» (Густаво Тсакимб, Утунгус, 1991).

Точно также как и maikiua, natem это – духовная сущность, которая имеет свою персонификацию (natema aentsri). В одном из своих видений У. Тимиас видел natem в образе двух шаманов, облаченных в прекрасные украшения, которые одевали его в одежду цветов радуги.

Для Тимиас, персонификации natem напоминают ученых. Они рассказывают людям о жизни, о семье, о силе (kakarma) и о волшебстве. Natem вручает человеку силу принимать решения и позволяет ему мыслить прямо и ясно: «…чтобы не происходило так, что сегодня ты строишь одни планы на завтра, а завтра у тебя уже другие мысли на этот счет».

 

Tsaank – Nicotina tabacum

Употребление табака часто сопровождает самые разные обряды у шуар, однако это обстоятельство не препятствует использованию растения для стимуляции видений. В ритуальном контексте, табак принимается различными способами: и курением, и вдыханием настоя через нос. Табак курят во время церемонии kusum и в ритуалах исцеления, тогда как настой «пьют» во время других церемоний. Например, во время nua tsankram или tuna.

Для того чтобы приготовить настой табака, сухие листья размочаливаются и замачиваются в воде, а настойку затем вдыхают через нос или же пьют обычным образом – через рот. Другой способ – смешать табак с чичей [ферментированный напиток из юки, прим. переводчика], которую, по мнению некоторых шуар, должна приготовить незамужняя девушка.

Перед тем, как употреблять другие психотропные растения в поисках видений считается весьма полезным пить или курить табак. Хотя последний может использоваться самостоятельно. Большая доза (пол-литра) вызывает измененное состояние сознания схожее с тем, как это бывает в случае с употреблением natem:

«В шесть часов утра моя мать дала мне выпить табак и окурила им меня. Затем она смешала его с чичей. Она дала мне выпить и сказала: «Пей для того, чтобы однажды ты кем-нибудь стал». Я должен был подчиниться и все выпил. Затем все вокруг принялось вращаться, но я увидел много красивых вещей. Я видел различных животных, некоторых друзей. Любая вещь может появиться. Мне тогда было 18 лет, и я все отчетливо помню. В тот раз еще я видел женщину. Я был с ней и с ребенком» (Густаво Тсакимб, 1991).

 


Баннеры и ссылки

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Бесплатная доска объявлений

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов