Перу, Мексика, Южная, Центральная Америка - Клуб Мистических Путешествий

Главная страница | Путешествие в Перу | Путешествие в Непал | Путешествие в Индию | Путешествие в Тибет | Контакты

Подробнее о программах нашего Клуба Вы можете узнать, написав нам по адресу: club@curanderos.ru


Материал сайта "curanderos.ru". При полном или частичном использовании материалов в интернете активная ссылка на «curanderos.ru» обязательна.

Программы путешествий в Перу

Ближайшее путешествие в Перу

 "Кондор и Анаконда" (путешествие в Перу - 16 дней) >>>

"Душа Джунглей" (путешествие в Перу - 14 дней) >>>

"Великое наследие империи Инков"(путешествие в Перу - 12 дней) >>>

Аймара

аймара, женщины народности аймара

Аймара, индейская народность Южной Америки. Основная часть А. живёт вокруг озера Титикака и на Боливийском плато — в южной части департамента Пуно (в Перу), в департаменте Ла-Пас и Оруро (в Боливии). На языке А. говорит около 1,3 млн. человек (1964). Предки А. были создателями культуры Тиауанако. После испанского завоевания (16 в.) А., несмотря на тяжёлый гнёт и дискриминацию, сохранили язык и в значительной степени свою культуру. В ряде районов сохранилась традиционная структура общины, возглавляемой старейшиной. Религия — католичество; значительны пережитки дохристианских верований.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959.

Э. В. Зиберт.

АЙМАРА - один из индейских языков Южной Америки. Распространен в центральной части Андского нагорья, в ареале, примыкающем к оз. Титикака. Общее число говорящих 2,2 млн. чел., в т.ч. в Боливии около 1,4 млн., в Перу 0,7 млн. чел. Официальный язык Республики Боливии (наряду с испанским и кечуа).

Место в генеалогической классификации неясно. Традиционно аймара объединяют с языком кечуа в кечумарскую (кечумара) семью. М. Сводеш включает кечумар. языки в макросемью кечуа-чон, Дж. X. Гринберг - в андскую группу андо-экваториальной филии. Некоторые лингвисты считают язык аймара изолированным. Основные диалекты (некоторые ученые считают их языками): кана, канчи, лупака (Перу), каранга, чарка, пакаса (Боливия), колья (Перу и Боливия). Особо выделяются языки кауки и хакару на юго-западе Перу.

Типологически аймара близок кечуа. Гласных фонем по диалектам от 3 до 5. Развилась вторичная долгота гласных. Для системы согласных характерна тройная корреляция смычных (простые - придыхательные - смычно-гортанные). Грамматический строй агглютинативный, с элементами фузии и инкорпорации. Преобладает суффиксация. Развито именное словоизменение (категории числа, падежа, притяжательности). Глагол характеризуется субъектно-объектным спряжением, обилием производных форм. Строй предложения номинативный.

Письменные тексты появляются с XVII в., главным образом переводы религиозной литературы с испанского языка. Письменность на латинской основе. В 1954 был разработан единый алфавит для языков аймара и кечуа, официально утвержденный в 1975.

Лингвистический энциклопедический словарь

 

 

Аймара (самоназв. Aymara) — индейский народ в Андах, на западе Южной Америки. Живут главным образом в высокогорных областях в районе озера Титикака на западе Боливии (в основном департаменты Ла-Пас, Оруро и Потоси — св. 1,24 млн. чел., 1992, перепись), юге Перу (деп. Пуно, а также неск. поселений в Центр. Перу — 296, 5 тыс. чел., 1993, перепись) и севере Чили (48, 5 тыс. чел., 1992, перепись). Часть аймара живёт в городах, составляя большинство шахтерского населения Боливии.

Язык — аймара.

Верующие — в осн. католики, есть адвентисты, пятидесятники, мормоны и др.

 

 История

В доиспанский период были расселены до р. Вильканота на север, солончаков Койпаса и Уюни на юге и тихоокеанского побережья на западе. В 14 — нач. 15 вв. у аймара сложились вождества: Канчи, Канна, Колья, Лупака, Пакахе и др. Во 2-ой пол. 15 в. были подчинены инками, которые предоставили им некоторую автономию в составе своего государства, а затем попали под власть Испании. Часть аймара была ассимилирована кечуа.

 

 Культура

Традиц. муж. одежда — короткие штаны и туникообразная рубаха, пончо, женская — блузка, неск. широких сборчатых юбок, шаль. Головные уборы — соломенные и фетровые шляпы, у мужчин — вязаные шапочки-лючо.

Для религии характерен синтез католицизма с доисп. культами гор (апу), предков (ачачила), Матери-земли (Пачамама), подземного духа (Тио) и др. Формируется синкретич. «индейская церковь». Сохраняются обычай ряжения по католическим праздникам в головные уборы из перьев, маски, шкуры, костюмированные (посвящённые животным, с участием персонажей времён конкисты), театрализованные «Дьяблада»), бурлескные танцы и др.

 

 Традиционные промыслы

Осн. традиц. занятия — земледелие (картофель, киноа, ока) и животноводство (ламы). Традиц. ремёсла — ткачество (женщины — на традиц. горизонтальном станке, мужчины — на педальном станке, заимствованном у испанцев) и вязание (в том числе узорное) из шерсти ламы и альпаки (вязаные муж. конические шапочки с наушниками лючо, сумки для листьев коки, кошельки и др.), производство лепной расписной керамики, металлургия (сохранились традиц. центры металлообработки Хесус-де-Мачака и Корокоро), изготовление тростниковых лодок (уампу) и др.

Традиционно крестьяне-аймара занимались также выращиванием коки, листья которой они жевали, использовали в традиционной медицине, а также подносили в качестве жертв солнечному богу Инти и богине земли Пачамаме.

 

 Музыка и фольклор

Популярны танцы уайно, исполняемые в сопровождении инструмент. ансамбля, состоящего из продольных флейт (пинкольо, кена), барабанов (бомбо, тинья), «индейской гитары» из панциря броненосца (чаранга) и др. Встречаются ансамбли однородных инструментов. Распространено сольное музицирование на флейтах для услаждения собственной души. Многочисленны пастушьи наигрыши на флейтах. Распространены песни-молитвы к‘очу (основаны на пентатонике), обращённые к божествам и духам доисп. культов и католич. святым (в том числе парауаках — моления о дожде); календарно-обрядовые песни (в том числе чахра-какой в обряде начала земледельч. работ калья). Среди лирич. песен — сольные любовные арави (есть также у кечуа); группу этих песен saucesito («ивушка») юноши-аймара исполняют также на флейте пинкольо (признаваясь в любви избранницам).

 

 Известные аймара

Президент Боливии Эво Моралес является аймара по происхождению.

 

 Ссылки

 

 Литература

  • Якушенков С. Н. Духовная культура аймара Перу и Боливии. Астрахань, 1999.
  • Якушенков С. Н. Семиотический анализ духовной культуры аймара. Астрахань, 2001.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 


Баннеры и ссылки

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов